Просмотренный вчера в «Атриуме» на Курской «Статский советник» оставил самые лучшие впечатление. И «Азазель», и «Турецкий гамбит» настолько проигрывают «Статскому» в качестве по всем показателям, что говорить об этом даже неудобно. Масштаб что у Меньшикова, что у Михалкова, конечно, совершенно иной, чем у исполнителей главных ролей в «предыдущих сериях». Зная Меньшикова я, грешним делом, предполагал, что это будет «в роли актера Меньшикова — Эраст Фандорин». Но просчитался. Актерское обаяние у Меньшикова настолько сильно, и он настолько профессионален, что не «купиться» на это просто невозможно. Уже не говоря о том, что я наконец-то услышал, что Фандорин заикается именно так, как я себе это представлял.
Михалков — совершенно замечательная сволочь. Просто отличная сволочь. Привлекательная и мерзкая одновременно. Крупная такая сволочь, настоящая, масштабная. После его пассажей насчет «Детей Розенталя» я был бы рад, если бы увидел, что он что-то делает здесь «не то». Но он в полном порядке, роль вышла — заглядение. Отчасти этот образ даже сильнее, чем меньшиковский. Там больше мощных монологов, может быть, энергии больше. Но, с другой стороны, я вот думал — как правило, хорошим актерам мерзавцев играть выгоднее, они более выпуклые такие, контрастные. А положительный персонаж — ну, он положительный до оскомины. Здесь — не то, меньшиковский Фандорин не теряется на фоне Пожарского, не блекнет, он не просто хороший, и оттого — скучный, нет, он — живой, и поэтому интерес к нему не угасает. Более того, симпатия все же остается на его стороне, мне кажется, хотя Михалков-Пожарский (как актер и как герой) делают все, чтобы заставить себе симпатизировать. А Меньшиков-Фандорин, вроде бы, не делают почти ничего. Экранизация принципа «делай, что должно, и будь, что будет». Но именно за счет того, что, благодаря Меньшикову, Фандорин получился не куклой, а живым человеком, мало того — достойным человеком, он заставляет и сочувствовать себе, и сопереживать.
И вот еще — в Фандорина из «Турецкого гамбита» влюбиться, на мой взгляд, невозможно. Он, вроде бы, очень хороший, даже симпатичный, умный… Но он неживой. Я, вот, очень люблю фильмы с Брюсом Уиллисом. Недавно прошел фильм с ним — «Заложник», что ли. Вот, нельзя влюбиться в Уиллиса. В героя Уиллиса, я имею в виду. А кто помнит такой фильм «Midnight run» — «Успеть до полуночи» с Де Ниро — вот в его героя влюбиться можно. Это в определенной степени условность все, конечно, просто я таким образом какие-то вещи для себя определяю. Может, когда-нибудь найдутся более четкие формулировки.
Так вот, Фандорин у Меньшикова имеет какие-то такие качества, благодаря которым он перестает быть «плоским» и благодаря которым его начинаешь принимать ближе к сердцу.
Вообще, надо сказать, что в книжках Акунина о Фандорине существует свой дух, своя какая-то атмосфера, которая очень «цепляет», и которую, конечно, ждешь увидеть на экране. Собственно, отчасти это для многих, я думаю, определяет оценку фильма.
Здесь с «акунинской» атмосферой тоже трудно. Думаю, что ее вообще невозможно перенести на экран. Но. В создатели «Статского советника» нашли что-то такое, что можно предложить вместо «книжной» атмосферы. Какой-то такой свой тонус, благодаря которому через пять минут после начала забываешь продолжить сравнивать книжку и фильм. Т.е., в общем-то, этот фильм можно показывать в полном отрыве и от книжного сериала, и от других серий. Здесь полностью законченные характеры (именно, что не образы, а характеры!) героев, полностью обернувшаяся интрига — это можно назвать вполне законченным произведением. Причем более, чем удачным произведением.
Надо будет DVD потом купить. Такой фильм приятно будет посмотреть как-нибудь потом еще раз. Посмаковать.