С 31 мая по 4 июня на сцене Большого театра впервые в Москве будет показана тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Впервые в России тетралогия была поставлена в начале XX века также в Мариинском театре. Спустя почти ровно сто лет Маринка снова обратилась к вагнеровскому шедевру, и с 2000 по 2003 год театр последовательно поставил все оперы, составляющие тетралогию: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». В июне 2003 года «Кольцо нибелунга» было исполнено в России целиком – второй раз в истории. Спустя два года Гергиев счел необходимым показать свою работу в Москве, где тетралогию целиком вживую не слышали никогда.
Концепция постановки принадлежит Валерию Гергиеву и художнику Георгию Цыпину. Режиссер опер «Золото Рейна» и «Валькирия» – Юлия Певзнер, опер «Зигфрид» и «Гибель богов» – Владимир Мирзоев.
Валерий Гергиев говорит о своем «Кольце» так: «Сегодня многие театры мира уже имеют опыт постановки всего «Кольца нибелунга». Для России же это неслыханное событие. Еще несколько лет тому назад трудно было представить, чтобы российский театр смог представить всю тетралогию. Ее осуществление в начале XXI в. возвращает Петербург в семью культурных столиц, которые совершенно естественно наряду со своим национальным репертуаром исполняют оперы Вагнера, Верди, Пуччини или Моцарта. Вопросы, которые поднимает Вагнер в тетралогии, волнуют сегодня как немцев, американцев, китайцев или итальянцев, так и россиян.
Нет единого ответа, как нужно ставить «Кольцо». Наша версия будет настолько же русская, настолько интернациональная. Мы не замыкаемся в узких рамках, в исключительно русских представлениях о мировом театре, мы стараемся вызвать в воображении те образы, которые могли владеть умами и две, и три тысячи лет тому назад.
<…> Вы увидите безусловно необычную, безусловно не бесспорную, но очень крупную работу коллектива Мариинского театра, которой были посвящены как минимум пять лет напряженного труда».