Вот-с, Кирилл Олегович Филатов вновь радует нас своими неформальными отчетами о жизни и деятельности Большого театра. В данном случае имеет место отчет о прошедшем в понедельник симфоническом концерте с «Реквиемом» Верди.
Сразу должен сказать, что не во всем я могу согласиться со своим коллегой.
Безусловно, концерт от участия в нем Хиблы Герзмавы выиграл. Очевидно и то, что прошел концерт на вполне приличном уровне. Что, откровенно говоря, уже не очень удивляет. То, что оркестр играет чисто, вместе и без особенных технических неудач, само по себе, мне кажется, не может являться итогом какого бы то ни было концерта.
Да и волнений особенных в связи с заменой солистки я, честно говоря, ни у кого не заметил. Все-таки не с хлопковых полей Герзмава сюда приехала и понятно, что, раз согласилась на такой экстрим, значит, уверена в себе целиком и полностью. Иными словами, лично я, как в случае с предыдущим Вагнером, так и в случае с последним концертом, был уверен, что все пройдет ровно. Столько репетировать — еще бы ровно не прошло.
А вот отсутствие этого самого «ощущения праздника» — вот это проблема, да. Помнится, в свое время я где-то писал о том, что хороший концерт, хорошая запись, хорошая постановка — это когда хочется показать результат своим, к примеру, внукам лет через пятьдесят и сказать: «Смотри и слушай, как это должно быть». Впрочем, все, конечно, зависит от того, кто какие задачи перед собой ставит.
Вообще, музыка — это такая вещь, где потребность в наличии собственной физиономии у исполнителя ощущается всегда очень остро. Когда-то кто-то написал про Бородинцев: «Четверо равных. Четверо разных. Четверо великих. Театр четырех актеров». Кроме того, что это весьма точно характеризует Квартет имени Бородина как таковой, это также исподволь демонстрирует, что нужно людям для того, чтобы исполнение оказалось по-настоящему захватывающим.
Собственное лицо — вот, что крайне необходимо абсолютно любому исполнителю. Вопросы согласия или несогласия с трактовкой и еще с черт его знает чем — дело десятое. Но яркость, живость восприятия музыки и неравнодушие ничем не заменишь. Будь то солист, дирижер, квартет или оркестр.
ФактЪ
Чтоб поставил в проигрыватель незнакомую вещь и после пяти минут сразу: "А, эт бородинцы — узнаю их характерный стиль"
Да, другого такого квартета больше нет…