14 ноября в «Независимой газете» было опубликовано интервью с Михаилом Плетневым, художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра. Этот оркестр был создан 15 лет назад и тогда в него перешли почти все лучшие оркестранты из наиболее сильных московских коллективов.
Долгое время Российский национальный оркестр был единственным оркестром России, существующим исключительно на частные деньги. Одновременно с этим, РНО был и остается одним из лучших симфонических коллективов России.
В опубликованном интервью Михаил Плетнев говорит о том, что сегодня Российскому национальному оркестру без государственной поддержки выжить не удастся. Фактически, г-н Плетнев сказал, что если в течение текущего и следующего сезона оркестр не получит государственную помощь в том масштабе, в котором ее уже получают, например, Большой театр или БСО, Российский национальный перестанет существовать.
Буквально слова художественного руководителя РНО звучат так: «Планов очень много. <...> Однако при тяжелой экономической ситуации, в которой оказался сейчас РНО, – налогах, недостаточности спонсорских средств, при довольно обидном для нас распределении грантов, когда ни наши заслуги, ни качество исполнения не учитывается совершенно, – все это может остаться лишь планами… Российскому национальному оркестру самому не выплыть. Следующий сезон в финансовом плане будет критическим. Если не будет сделано радикального шага со стороны государства. Мы готовы стать государственным оркестром. 15 лет назад становиться государственным оркестром было бессмысленно. Но сейчас, когда государственный сектор очень укрепился, мы готовы дальше продолжать нашу деятельность в рамках государства, но для нас места пока не находится».
В течение достаточно длительного времени музыканты в РНО были одними из самых высокооплачиваемых артистов в Москве, а менеджмент оркестра, казалось, вполне успешно ведет оркестр, в том числе и с финансовой точки зрения. За все время существования оркестра, произошел лишь один крупный сканадлл, и то связанный не с финансовыми, а, скорее, с творческими разногласиями. В 1999 году Михаил Плетнев решил покинуть свой оркестр, и его сменил Владимир Спиваков. Через некоторое время по целому ряду причин Спиваков вынужден был покинуть РНО, но, уходя, позвал за собой целый ряд музыкантов РНО, которые впоследствии продолжили творческую деятельность в организованном Владимиром Спиваковым Национальном филармоническом оркестре России.
Так или иначе, до сих пор РНО удавалось держать как высокий уровень игры, так и высокий уровень зарплат музыкантов. Судя по всему, сегодня оркестр в финансовом отношении чувствует себя не так уверенно.
В настоящее время РНО — не единственный частный оркестр в Москве, однако не следует забывать о том, что другие частные оркестры, существующие в городе, ни по уровню игры, ни по уровню зарплат (что стало особенно актуально после информации о продлении президентских грантов еще на три года) не готовы претендовать на звание оркестров международного класс. РНО — это уже оркестр международного класса.
Некоторое время назад, когда за пульт РНО впервые встал нынешний главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, а на тот момент — еще и главный дирижер оркестра «Русская филармония», в музыкальных кругах прошла информация о том, что планируется слияние этих двух коллективо, поскольку РНО готов на много для получения статуса государственного оркестра. Однако, этот слух так и остался слухом: административное руководство «Русской филармонии» прекратило сотрудничество с Ведерниковым и альянс с РНО не сложился.
Так или иначе, слова Михаила Плетнева, озвученные «Независимой газетой», говорят о том, что ситуация в РНО критическая и что, возможно, в обозримом будущем нас ждут какие-то новости об этом оркестре.
С другой стороны, это выступление Михаила Плетнева может свидетельствовать вовсе не о том, что менеджмент оркестра не справляется с теми задачами, с которыми успешно справлялся в течение пятнадцати лет, а о том, что руководство РНО становится все более уверенным в том, что раз коллективы, никогда не пробовавшие существовать без государственной поддержки, считают себя вправе претендовать на содержание за государственный счет, значит, такой оркестр, как РНО, до сих пор не взявший у государства ни копейки, но, при этом, успешно демонстрирующий очень высокий класс игры как в России, так и за рубежом, т.е., фактически, являясь одним из достойных представителей нашей страны на мировой музыкальной сцене, имеет право на помощь государства тем более. Публичным выразителем такой уверенности вполне мог стать хуожественный руководитель оркестра Михаил Плетнев.
Следует заметить, что логика в такой позиции присутствует. Но каково реальное положение дел, покажет только время.