Насколько приятно мне общаться с Дмитрием «Ларошем» Ренанским в личной переписке, настолько же я бываю шокирован почти каждый раз, когда читаю его публичные опусы. Вот и сейчас.
Дима пишет про постановку Бориса Годунова в Берлинской Стаатс-опере с Баренбоймом и Черняковым «в главных ролях» дирижера и режиссера соответственно.
В принципе, мне вполне понятно желание обозначить среди современников фигуры, достойные уважения, восхищения и, чем черт не шутит, преклонения. У меня у самого такое желание время от времени нет-нет, да найдет выход. Но, честное слово, будь я на месте Димы, я бы не выбрал на эти роли ни Чернякова, ни Баренбойма.
Дело в том, что у меня Баренбойм ни в одной из своих «ипостасей» (по выражению Димы) какого-то особенного пиетета не вызывает. В том смысле, что играй или дирижируй он концерт в Москве — я не стану срываться с места. Мне будет интересно послушать, при случае — но не более того. Уже не говоря о том, что при упоминании Баренбойма у меня в голове всегда всплывает их история с Ж., и мне становится грустно. Кто знает — тот поймет, а кто не знает — тому и не нужно, я думаю, дело уж прошлое. Так или иначе, Баренбойм в моей личной табели о рангах находится где-то на одном уровне с Цукерманом — то есть явно не в Top10.
Но, допустим, насчет Баренбойма я ошибаюсь. Но вот в честь чего Дмитрий Черняков видится Дмитрию Ренанскому «одним из крупнейших оперных режиссеров современности» — вот этого я уже давно в толк взять не могу. «Феноменальную» (третью, кстати, по счету, которую Гергиев поставил за десять лет) постановку «Китежа» в Мариинке я, между прочим, ставил в Мариинском оркестре. Вот этими вот руками. И смотрел тоже. Тот факт, что в течение десяти лет Гергиев сделал три постановки этой оперы в своем театре говорит, на мой взгляд, как о том, что он считает саму оперу, по меньшей мере, нерядовой (с чем я искренне согласен), так и о том, что предыдущие постановки его не удовлетворяли. Положа руку на сердце, я уверен, что и эта постановка его не очень-то удовлетворила. Во всяком случае, если основываться на том, как он комментировал происходящее на сцене в процессе репетиций.
Другие постановки Чернякова в Мариинке я не видел — ни «Жизнь за царя», ни «Тристана». Как не видел и новоибирскую «Аиду». Но, судя по тем отзывам, фотографиям и обрывкам видеозаписей, которые в разное время попадали мне в руки за последние три года (а также по тем сообщениям, которые доходят по поводу грядущей постановки «Онегина» в Большом театре), можно сделать вывод, что этот режиссер вполне осознанно эксплуатирует, так сказать, тренд, который использовал еще Бернстайн в «Вестсайдской истории», а также непомнюсейчаскто в киноверсии «Иисуса Христа суперзвезды». С тех пор этот самый тренд изрядно пообтрепался и, с моей точки зрения, немного утратил свою первоначальную привлекательность ввиду пошлости и страшной заезженности.
Глядя на фотографии декораций к «Борису» в Берлине, у меня возникает тот же вопрос, который возникает уже давно в адрес массы новых постановок. А зачем? Да, довольно занятно видеть на сцене что-то, напоминающее современную Сенную площадь («Китеж») или угол Тверской у Главпочтамта («Борис»). Но я хочу понять — зачем? Заезженный уже пример: когда вышел «Спартак» Григоровича, сценография ни на что не намекала. Рабы и римляне выглядели так, как, по нашему мнению, выглядели тогда рабы и римляне. Но, несмотря на это, у зрителей моментально родилась ассоциация — четкая и прямая. Безо всяких заигрываний со стороны постановщиков.
«Борис Годунов», который был поставлен в Большом театре, кажется, Баратовым, переплюнуть трудно, да и не нужно, наверное. Но устраивать из этой оперы балаган, я думаю, тоже нет смысла. Если, конечно, постановщики не ставят перед собой задачу объяснить абсолютно всем зрителям конкретную разницу между уровнем Мусоргского и своим собственным уровнем.
Впрочем, возможно, я и в этом не прав. Все может быть, в конце концов. Но, читая эту заметку о «Борисе» и, скажем, недавний димин опус о Денисе Мацуеве… Я тоже не большой поклонник творчества маэстро Мацуева, но я уверен, что так писать нельзя ни о ком. Вернее, так писать можно, что с успехом доказывают практически все наши (и не только наши) газеты, но… Но именно поэтому я теперь очень редко читаю в газетах о музыке. Хотелось бы хоть ленту Зубова продолжать читать…
Отлично понимаю восторг в ситуации, когда появляется возможность донести свое мнение до аудитории. Сам грешен. Но корректность все-таки должна присутствовать, хотя бы в минимальной степени. Корректность, а главное, четкое понимание поставленной цели. «Ох, времечко… Тяжкое… А все ж прибыток справим!» 😉 (С)
Только что звонил друг, который работает в Дойче Опер. Я вчера, статью прочитав, письмо ему отправила. Ему постановка нравится, очень хорошо поёт Пап, да и остальные тоже. Идёт первая редакция баз польского акта, без антракта 2 с небольшим часа. Он сказал, что постановка вполне интересная.
В том, что он хорошо поет я, как раз, не сомневаюсь. 🙂 И вот, что оркестр будет играть хорошо, и хор будет петь — все это тоже никаких сомнений у меня не вызывает. Сомнения у меня вызывает Борис Годунов за плоским монитором, а также Главпочтамт и ларек "Штефф" в качестве декораций. Вернее, это не столько даже вызывает сомнения, сколько желание понять, почему "Бориса Годунова" надо ставить именно так. В смысле — зачем? Вот это мне не очень понятно. Хотелось бы знать, в чем опера Мусоргского выигрывает от такой постановки. Я подчеркиваю — не Стаатс-опера, которая продает билеты и хочет, в конце концов, кушать, вместе со всеми дирижерами, режиссерами и остальными, а сама опера. Мусоргскому это зачем? 😉
В качестве припева — давно, тоже, интересуюсь, почему Аида в опере Верди должна выглядеть так, как мы себе представляем террористов. 🙂
И еще мне не очень понятно, отчего Ренанский так любит Чернякова. 🙂 Но это уже другая история, конечно.
Ну может у него личное…
Я, если честно, тоже не люблю такие "модерновые" постановки.Музыка от этого часто проигрывает. Не всегда, но часто. Например тут как-то показывали "Свадьбу Фигаро" из Казани что-ли: вся сцена серая, костюмы серые, короткие стрижки, на графе — "тройка"… И Моцарта нет… Уже не слушается! без париков и эпохи. Или хотя бы элементов эпохи… Не знаю… Может это Бём с Поннелем виноваты???
По-моему, это была просто заметка-шутка (про Чернякова). Ну да ладно — он же (ДЛ) много чего другого написал. А про Мацуева — а что про Мацуева… (?) 😉
Вообще, когда я посмотрел картинки с БГ в Штаатсопер, меня больше всего удивило, что подобное еще продается на западе (я думал, что это только мы такие темные, и вспомнили через 50 лет, что "так тоже можно").
..При всем как бы "общем" неприятии, скажем "Аиды" (Чернякова) — как это ни странно, при раздумьях, показалось, что "кое-что там-таки есть".
А вообще, как я обычно говорю, причина всех этих "актуализаций" весьма банальна, IMHO: за всеми этими словами про "необходимость актуализации" и "музейность возможной оригинальной ("исторической") постановки" скрывается всего лишь неспособность и признание неспособности преодолеть сложность (очень большую) "классической" постановки, т.е. чтобы Борис сидел в палатах, Радамис и тусовка были в Египте и т.п. Я верю, что все до одной оперы можно сделать в "положенном им антураже" ("классическом"), причем так, чтобы это все было "крайне современно" в смысле идей (и\или искренности истории), о которых хочется сказать. Но просто это ОЧЕНЬ сложно. Гораздо проще напустить "актуализаций" — и, кстати сказать, это же скрывает очень много недостатков исполнения иногда :-).
….но только ты все равно читай 🙂 (если не это, то остальное). Завтра, может, что-нть повешу от себя, а к выходным, что-нть типа эксклюзивное, вроде "360 лет со дня рождения Андреаса Веркмейстера" 😀
Т.е. ты хочешь сказать, что я шуток не понимаю? Ренанский уже несколько раз восхвалял товарища Чернякова. Или он все время стебется? :)) А читать, конечно, буду. Что, кроме вас, читать-то. Себя, разве что…
На Западе продается все, что умеют продавать, как и у нас, кстати, поэтому это не разговор.
В актуализациях всегда "что-то" есть. Во всем, если подумать, что-то есть. Я же не говорю, что Черняков абсолютно бесталанный. Ну, а дальше я мог бы написать прямо твоими словами, так что не буду. 🙂
Касаемо Мацуева — то это у меня к тебе, как к, так сказать, редактору этой ленты претензии, на самом деле. 🙂 Конечно, бумага все стерпит, и интернет тем более, но вообще, на мой взгляд, статейка не делает чести ни Ренанскому, ни ленте в целом. Как я и сказал: должны существовать понятия о корректности высказывания. Если хочешь, солдат ребенка не обидит. Ты же знаешь, как я отношусь к Мацуеву. Но этот текст, как ни странно, не говорит ничего о Мацуеве — он говорит только о том, что гобойная лента использовала повод для того, чтобы отстреляться по персонажу, которого она, лента, не любит. И отстрелялась дешево. Неинтеллигентно так отстрелялась.
Но это я так думаю. Может быть, так и надо, конечно, не знаю… Но в качестве редактора я бы такой текст никуда не пустил.
Ладно, о вкусах, как говорится, не спорят. 🙂
Не люблю "урезанных постановок "
Не то это
Никто ведь не примет урезанную
40-ю симфонию Моцарта
Ну разве что поклонники Баскова
или "Аллы Борисовны с оркестром "
(Жванецкий ) …
Единственное исключение — редакции
Например принял бы в равной мере
любую оперу в любой классической
редакции которая прошла проверку временем
Например можно понять почему урезали " Войну и Мир " (ведь в авторской редакции она длилась аж 2 вечера)
А насчет Муссорского — принял бы
любую из 2 -х редакций или 2-х
оркстровок (Римского Корсакого по моему
или Шостаковича )
По моему обе соответствую авторскому замыслу
А что думаете Вы ?
вы пишете:"…почему "Бориса Годунова нужно ставить именно так. в смысле — зачем?"
а как его надо ставить? не видя спектакльрассуждать ни о чем не стоит. уж извините. кроме ларька существует идея. бессмысленно выступать адвокатом мусоргского. вы о его замысле знаете не больше всех остальных. д. ренанский в этом смысле очень точен, декорации ему не заслоняют смысл.