Днем, сам того не ожидая, выдал развернутый коммент в ЖЖ. Потом ходил и думал, правильно ли написал. Пришел к выводу, что правильно, поэтому решил выложить этот коммент здесь в качестве отдельной записи. Ибо, если после этого остаются еще вопросы касательно движущих сил, то я уж и не знаю, как еще объяснить. 🙂
Может, это и неправильно, но чаще всего я, когда что-то делаю, точно представляю себе, для кого. Как правило, это совершенно конкретный человек, не любой. Это верно и для игры, и для писанины. Правда, играть в этом смысле легче. А в текстах раньше из-за этого иногда появлялись некоторые несостыковки, потому что многие вещи мог понять только этот самый конкретный человек. Впоследствии я научился писать так, чтобы смыслы шифровались, и те, кто знает, получали бы какую-то им предназначенную информацию и хороший текст, а те, кто не знает — просто хороший текст.
Когда такого человека нет в зале, или ты знаешь, что тот или иной текст он никогда не прочитает — это не значит, что результат меняется или становится менее качественным. Абсолютно нет. Этот самый второй, шифрованный, смысл у чего-либо появляется не потому что ты этого хочешь, а потому что ему пришло время появиться. Особенно это касается игры. И когда ты понимаешь, что он появился, и даже реализовался, но ушел, что называется, «в молоко» — опустошенность после концерта, к примеру, оказывается несколько более глубокой.
Тем не менее, в этом, конечно, нет ничего особенно страшного. Такие вещи происходят время от времени, я, более того, к ним уже привык, и они не приводят к каким-либо значительным последствиям. Игры-то много еще будет. Да и умище, умище-то куда девать?
…интересно…
а я всегда знаю, что играю не "для кого", а "о ком"..:))
Может быть,пересмотреть?!!
Или поздно…
Мне наоборот мешает, когда в зале есть тот, кого я знаю…меня больше вдохновляет, когда меня никто не знает..:))
Опустошённость, о которой ты говоришь- это страшно, и это знакомо, надо искать источник душевных сил, но в чём?
в людях? искусстве?природе?..
НЕ ЗНАЮ!
Опустошенность после концерта — вещь совершенно, с моей точки зрения, нормальная. Если этого нет — значит, не так играл. Вопрос только в степени. После большого концерта лично я больше всего люблю посидеть с друзьями, выпить, поболтать — тогда отпускает.
А что касается "пересматривать" — ну, каждый живет в том аду, который сам себе придумал. 🙂 Я для себя не выдумывал ничего нарочно, оно само так вышло. Потому и периодически мне говорят, что я — эгоист. Ну, может, и так. Другой вопрос — что в чем выражается. На работе и в работе — наверняка. В жизни — очень часто и альтруистические нотки появляются. Кому зачем ты нужен и кто чего от тебя ждет, это тоже важно.
А если пусто ДО концерта?
Как бороться с этим?
Как выходить на сцену, когда уже ничего нет, отговорила роща:)), отцвели хризантемы:))и всё в таком же духе?:)
где источник вдохновения??ну где?!!:))
Вот на этот вопрос у меня нет ответа.. или их слишком много:)
Что Петр Ильич говорил? Петр Ильич говорил: "Вдохновение — капризная дама, которая не любит ленивых". После концерта можно делать что угодно. А вот до концерта, кроме как пахать, заниматься, делать ничего нельзя. Вернее, можно — но результат будет соответствующий. Если ждать у моря погоды — погоды не будет. Заводить себя нужно самостоятельно. Собственно, это входит в понятие "профессионализм". Какая кому разница, есть у тебя настроение или нет. Хорошее оно или плохое. Вышел — играй.
Марис Лиепа как-то должен был танцевать Спартака. И минут за пять до выхода ему сказали, что умерла его мама. Нашлись добрые люди. Он пошел танцевать. Писал, что не соображал ничего, слезы глаза застилали и, в общем, делал все практически "как попало". А поклонники потом ему говорили, что это был чуть ли не лучший его спектакль.
В любой работе есть свои трудности и неприятности. В нашем деле — вот такая неприятность: надо уметь заводиться и играть в любом состоянии, коль уж вышел. Или не выходить вовсе.
Как-то так.
Да, вот тут Лиепа занимательно рассказывает про «зажигать перед спектаклем» 🙂
Как хорошо, если в эти минуты к тебе в гримуборную заходит человек, умеющий буквально парой слов «зажечь» тебя для спектакля. Как необходимы такие слова именно в данный момент! Они становятся для тебя своеобразным допингом перед выходом на сцену.
Великолепно умел поднять настроение Леонид Михайлович Лавровский.
Как-то перед спектаклем он неожиданно застал меня в процессе разогрева, когда я почему-то «разогревал» и свои голосовые связки, распевая в гримуборной что-то наподобие: «Ми-ми-ми, соль — соль, ля… Как люблю я тебя, дирекция Большого…» Он улыбнулся, заговорщически подмигнул и сказал:
— Правильно, Марис, это вы угадали верно! И голос тоже нужно разогреть! Это ничего, что вы танцовщик. Вы все равно близко подошли к той «тональности», которая необходима вам сегодня вечером.
/Марис Лиепа. «Я хочу танцевать сто лет»/
А про ВДОХНОВЕНИЕ мне нравятся такие понятия, как пение птиц — это просто выражение существа, когда нет деления на будни и праздники. Незачем ходить в гости к вдохновению! Точно милостыню просить. Старое сентиментальное слово.
Ну, у Лиепы книжка вообще замечательная! Я, кстати, читал еще старую, которая "Вчера и сегодня в балете". Она, на мой взгляд, органичнее как-то. Но и эта очень хорошая. Вообще, человек был совершенно незаурядный.
Простите за излшне категричный тон моего предыдущего коммента, привыкла сокращать текст, а это не всегда полезно для смысла :)))
Не читали ченнелинговые книги? Крайона например? Не призываю вас верить в то, что там написано, но для умища весьма полезно.
А я и не заметил, что бл категоричный тон… Так что и не собирался обижаться. 🙂
Ченнелинг… Знакомое, что-то, но без подробностей. Честно говоря, я в свое время прочитал Карнеги, и на этом мое развитие в области современных психологических и околопсихологических практик и техник как-то… остановилось.Просто не было повода усомниться в том, что я не умею справляться без посторонней помощи. 🙂 "Человек, помогай себе сам" — как-то так… 🙂
Но вообще спасибо — при случае обращу внимание.
Здесь уже практически всё, что можно, высказали.
Но у меня есть ещё и такое соображение: не только "про кого-то" и "для кого-то" играть. Если этот человек присутствует в зале — замечательно, если нет — всё равно ощущение его присутствия можно вызвать самому, приняв на веру то, что "небеса всё видят и слышат". (Я в данном случае имею в виду только музыкальную составляющую этого тезиса.)
А что до "зажигания перед спектаклем", то для меня лучше всего посетить перед собственным э-э-э… мероприятием выступление того самого человека, который и является знаменем моей персональной пассионарности. )))
Вот…