Сегодня утром получил письмо и SMS от продюсера пианиста Дениса Мацуева, Табриза Шахиди. Табриз выразил неудовольствие по поводу того, что в теме на форуме «Классика» о концерте Дениса Мацуева 14 июня 2006 были выложены фрагменты записи концерта. И, конечно, попросил эти записи убрать. Следует заметить, что просьба была высказана в абсолютно корректной форме без намека на давление.
Как честный человек я зашел на форум с тем, чтобы выполнить это пожелание, но обнаружил, что записи и так уже убраны тем же, кто их и выложил. Инцидент, таким образом, оказался исчерпан. Оно и понятно: как правило, ни у кого нет желания ссориться с артистами таким способом. Тем не менее, я в очередной раз получил повод поразмышлять о том, каковы перспективы у такого рода просьб.
Допустим, и я, и большинство людей на форуме «пассивно» уважают авторские права. В том смысле, что бутлегами и всякого рода «пиратками» отнюдь не грушаются, но в случае какого-либо недовольства со стороны артиста идти на принцип и продолжать распространение «нелегальной продукции», конечно, не станут.
Но это случай простой — здесь понятно, кому писать и звонить в случае недовольства. Но ведь существуют же и пиринговые сети, и масса других способов распространять записи не только бесплатно, но и анонимно. Здесь уж ничего не сделаешь.
Правда, лично я, например, если мне очень хочется иметь какую-либо запись, в итоге все равно иду в магазин и покупаю диск: уж больно я люблю оригинальные коробочки, буклеты и прочую мишуру. Но знаю многихх людей, которым на это наплевать и которые довольствуются записями, как таковыми. Для таких людей нет и, кажется, уже никогда не будет проблемы достать любую запись бесплатно. К тому же, существует еще и проблема российских регионов, где музыкальных магазинов нет и никогда не было — в данном случае и вовсе, на мой взгляд, неэтично говорить о «пиратстве».
В связи со всем этим возникает вопрос: а есть ли вообще смысл в стремлении ограничить распространение записей на бесплатной основе? Приведет ли это к каким-либо внятным результатам? Понимаю, что тема не новая — просто показалось забавным, что такой разговор возник именно в связи с Мацуевым. Неужели продажи дисков достигли уже той грани, за которой пиратство начинает всерьез ощущаться? Кстати, сколько я помню, зависимость падения продаж дисков от бесплатного распространения музыки в интернете до конца так и не доказана.
Конечно не доказана. Но если ты видишь нерентабельность своего проекта, то сразу хочется найти виновного. А он — рядом, он бесплатно слушает твою музыку. Караул!!! И пошло-поехало.
Принципиальный подход к вопросу мне лично понятен. Но истерия вокруг авторских прав, по-моему, никогда не кончится. А, Интернет, конечно, непобедим 🙂
Мое почтение!
Дело не столько в пиратах, и не в том, что размещенная в виде аудиофайлов информация является объектом авторского права, и поэтому недопустима к публичному прослушиванию и скачиванию. Это само собой разумеющееся.
Проблема в другом. Артист не всегда может позволить себе все свои концерты выкладывать в виде записи (на то есть причины — например обязательства перед рекорд-лейблами). Кроме того, запись, сделанная на диктофон, не отвечает никаким стандартам звукозаписи и может нанести вред имиджу исполнителя.
PS Те, кто хочет послушать Дениса Мацуева, могут скачать разные произведения в его исполнении на официальном сайте пианиста.
Спасибо.
Табриз Шахиди
Табриз, вот, кстати, "обязательствами перед лейблами" Вы меня, безусловно, убеждаете. Другой вопрос — насколько артист или менеджер могут контролировать распространение записей. Собственно, как я и написал: одно дело — форум, где ясно, кого просить и понятно, что просьба будет удовлетворена в разумные сроки, и другое — сеть в целом, где часто бывает годами не допросишься чего-нибудь. 🙂 Мне кажется, в данном случае лейбл не может выставлять претензии, а предпочтет предпринимать что-то сам (что, как правило, они и делают).
Касаемо имиджа — тоже вопрос спорный в каком-то смысле. Звукозапись вообще вещь вторичная по отношению к живому концерту. С другой стороны, до сих пор у меня есть бутлег концерта Гутман и Вирсаладзе, где первая играет концерт Мийо, а вторая — концерт Сен-Санса. Запись была сделана на обычный кассетный диктофон (с выносным микрофоном, правда), ее переписало десятка два моих друзей и все остались в восторге. Имидж артистов только укрепился. (Не говоря уже о том, что Гутман одно время прекрасно знала, что мы ее пишем — на концертах в РЗК мы с приятелем сидели на балкончике на этом верхнем внаглую с диктофоном — она только один раз прислала кого-то сказать, что хотела бы получить копию, чтобы послушать.)
Хотя все это, конечно, не имеет никакого отношения к тому, что и Денис, и Вы, с моей точки зрения, имеете полное право потребовать в подобном случае объяснений и тех или иных действий. В данном случае это просто был хороший повод еще раз подумать на актуальную для многих тему.
Кстати, насчет сайта — это, действительно, большой его плюс, на мой взгляд, — то, что там выложены записи в хорошем качестве. Единственный совет, который я бы позволил себе Вам предложить — включите в названия файлов не только названия произведений и частей, но и имя исполнителя. Потому что потом эти файлы, опять же, начинаю гулять по Сети, а если уж это происходит, то лучше, чтобы не было сомнений в том, кто именно играет.
Спасибо. Примем к сведению.
Я тоже люблю "коробочки и прочую мишуру". Но, увы, далеко не всякую желаемую запись можно пойти и купить. Либо это ужасно дорого 🙁 Либо в доступных магазинах этого нет… В общем, я уже говорила на форуме, что я покупаю то, что могу. Но если вдруг попадается что-то хорошее в сети и бесплатно, то не откажусь 🙂
Напомните мне кто-нибудь, право распространять звукозаписи—относится к правам исполнителя или смежным? Спасибо
К смежным, кажется.
Мне кажется,что продюсеру просто не понравилась критика в адрес пианиста.
Да нет, продюсер (как и пианист), судя по всему, регулярно форум просматривают. Если б не понравилась критика — могли бы наехать и по поводу критики. Тем более, что критика и до этого высказывалась. Здесь имела место вполне конкретная и, что самое главное, вполне справедливая претензия, которая и была удовлетворена. Дальнейшие мои размышления на этот счет касаются не столько Мацева, сколько общепринятых норм в этой области.
Кстати, как я и написал, мне очень импонирует манера общения данного конкретного продюсера. Никаких наездов, никакого хамства — все очень вежливо и прилично. Когда просьбы высказываются в таком виде, людям хочется идти навстречу.
Да. Кстати,продюсер в прошлом пианист и, судя по всему, сам неплохо разбирается в музыке и фортепиано. Кстати, он теперь еще и Мечетиной помогает: http://www.MECHETINA.ru…