Вчера случился первый из четырех запланированных в Лондоне «Борисов Годуновых». Сильно сомневаюсь, что у меня достанет сил подробно (или даже вкратце) описать все четыре. Тем более, что, с моей точки зрения, реакция на этот спектакль здесь абсолютно предсказуема, а меняться могут только второстепенные детали.
Есть в нашей стране такая вещь, как Русский музей. Или, там, Алмазный фонд. Вот этот «Борис» — это почти как привезти в Лондон кусок Эрмитажа. Спектакль производит, конечно, совершенно фантастическое впечатление, доказательством чему — бурная (особенно по сравнению с «Огненным Ангелом») реакция зала в конце. Конечно, слагаемыми такого успеха (а это был явный успех) являются как, собственно, музыка и постановка, так и исполнение. Бориса вчера пел Казаков, и пел, в целом, замечательно. Вообще, то, чего он добился в жизни к тридцати годам, не может не вызывать по крайней мере уважения.
С другой стороны, я думаю, что очень хорошо, что большинство людей услышат этот спектакль только один раз — мало кто ведь будет ходить на все. Потому что, с моей точки зрения, Борису Казакова не достает непосредственности, искренности. Он все делает замечательно — но на каком-то этапе начинаешь подозревать, что драматизм, который он демонстрирует — «сделанный», ненастоящий.
Кстати сказать, если у нашего Бориса, показанного здесь, и есть какие-то недостатки, то это именно недостаток того, что Гайдамович, к примеру, называла «сердечностью». Хотя это, как ни странно, в данном случае не так страшно. Общее обаяние и мощь музыки Мусоргского и этой постановки таковы, что слушатели оказываются под гипнозом в любом случае. Некоторая отстраненность исполнения — как знать, возможно, даже добавляет шарма. Изнутри судить трудно.
Кстати говоря, отлично поет Шуйского Максим Пастер. Слушая его, мне тоже иногда начинает казаться, что он либо сдерживается по тем или инным причинам, либо просто не хочет тратиться, но в большинстве эпизодов он просто исключительно хорош.
Сегодня вечером Бориса будет петь Маторин. Сам по себе он в этой роли всегда убедителен. Но будет, мне кажется, интересно посмотреть, как его появление в данных обстоятельствах скажется на спектакле в целом. О себе не могу не сказать, что на меня «Борис» абсолютно всегда производит очень сильное впечатление — та музыка, которую я спокойно ни играть, ни слушать не могу. В дрожь бросает. И хочется, конечно, чтобы такой спектакль нравился — что сейчас и происходит.
А в целом в этот раз мы, похоже обскакали Мариинку. Во всяком случае, гастроли Большого театра явно привлекли больше внимания. И, между прочим, лучше продаются. Тому есть целый ряд объективных причин — но факт-то остается фактом…