Кирилл Филатов у себя в блоге публикует подробный анализ репертуарного плана Большого театрана первую половину 231-го сезона. С разоблачениями. Классный пост, интересно читать. Да и на цифры взглянуть интересно.
Занимательная статистика для любителей Государственного Академического Большого Театра
Давно хотел проанализировать какие спектакли идут чаще всего, на каких композиторов делает ставку репертуарный отдел, и самое интересное — кто держит пальму первенства, как самый востребованный дирижер. В моих руках брошюрка с деловым названием «План работы на сцене Большого Театра России», которая охватывает собой период с сентября по декабрь 2006г. В свои подсчеты я не включил гастрольных спектаклей. Беглое изучение же нашей московской работы (Новая Сцена + КДС) принесло такие результаты:
СПЕКТАКЛИ(всего наименований — 46):
Жизель — 8 спектаклей
Евгений Онегин — 7
Щелкунчик — 6
Иоланта — 6
Лебединое озеро — 5
Шопениана — 5
Раймонда — 4
Набукко — 4
Мадам Баттерфляй — 3
Болт — 3
Моцарт и Сальери — 3
Золотой Петушок — 3
Дон Кихот — 3
Гала-концерты — 3
Золотой век — 3
Симфонические концерты — 3
Концерт популярной музыки — 2
Огненный ангел — 2
Баядерка — 2
Любовь к трем апельсинам — 2
Волшебная флейта — 2
Светлый ручей — 2
Снегурочка — 2
Концерт МГАХ — 2
Тоска — 2
Дети Розенталя — 2
Кармен-сюита — 2
Макбет — 2
Спартак — 2
Царская невеста — 2
Балеты Мясина — 2
Золушка — 2
Сильфида — 2
Всадник (Савонлинна) — 2
Тщетная предосторожность — 2
Дочь Фараона — 2
Балеты Баланчина — 2
Турандот — 2
Леди Макбет мценского уезда — 1
Чиполлино — 1
Щелкунчик МГАХ — 1
Балеты Ратманского — 1
Анюта — 1
ИТОГО — 112, из них:
Опер — 45
Балетов — 63
Концертов (в т.ч. ГАЛА) — 8
Кому-либо посвящаются — 9
Утренних спектаклей — 22
Вечерних спектаклей — 90
КОМПОЗИТОРЫ (всего 24):
Чайковский — 26 спектаклей
Римский-Корсаков — 10
Шостакович — 9
Адан — 8
Пуччини — 7
Верди — 6
Прокофьев — 6
Шопен — 5
Минкус — 5
Глазунов* — 4
Бизе(+Щедрин) — 4
Моцарт — 3
Стравинский — 3
Десятников — 2
А. Хачатурян — 2
Де Фалья — 2
Оффенбах — 2
Левеншёль — 2
Герольд — 2
Пуни — 2
Бах — 2
К. Хачатурян — 1
Гаврилин — 1
Малер — 1
Всего спектаклей на музыку русских/советских композиторов — 69
Всего спектаклей на музыку зарубежных композиторов — 46
______________________
*Без учета оркестрованной им Шопенианы.
ДИРИЖЕРЫ(всего 15):
Копылов — 18 спектаклей
Клиничев — 17
Сорокин — 16
Ведерников — 15
Грановский — 11
Титов — 9
Дронов — 4
Вилюманис — 4
Рицци Бриньоли — 3
Андропов — 3
Мансуров — 3
Зандерлинг — 2
Вольмер — 2
Рождественский — 1
Леопольд Хаггер — 1
Итак, подведем главные итоги. Как видно из первого списка, основу репертуара составляют спектакли, являющиеся визитной карточкой Театра. Жизель уверенно заняла первое место «в чартах», но, что характерно, все восемь раз пойдет редакция Григоровича, которой обычно компенсируют тоску балетоманов в период гастролей основной части балета. Из этой же серии и пять Шопениан в различных сочетаниях. Пожалуй, обращает на себя внимание низковатое место Спартака и Дона Кихота, и будь на то моя воля, я б дал их минимум раз по шесть, ибо они являются безоговорочными бестселлерами, если данное слово уместно. Репертуарный отдел будучи абсолютно уверенным в успехе Евгения Онегина ввел его в «лидирующую группу» с семью показами, кроме которых есть также не вошедшие в подсчет два спектакля в Новосибирске. Что ж, такой смелости можно только аплодировать! Почему-то исчезла «с экранов» Богема, которой прежде отнюдь не брезговали, зато вернется на сцену «Набукко». «Раймонда» своим возвращением меня весьма обрадовала, буду просить в канцелярии, чтоб дали поиграть…
Ну да ладно, аллах с ними, со спектаклями обратим взор на композиторов, чьи же усилия (а у кого-то и потуги) оказались нужнее всего театру? Да-а, Петр Ильич — наше все! Победа за явным преимуществом. Да даже без него русские und советские композиторы практически уравновесили всех своих западных коллег. Вообще, соотношение наших и не наших 3 к 2 я считаю идеальным для такого театра, как Большой. Если такую пропорцию и менять, то только в пользу ее «орусения», впрочем, в эпоху коммерции, не думаю, что кто-то печется о подобных вещах. Уверен, не повредили бы облику театра своими творениями Глинка, Мусоргский, Рахманинов, как-то обидно, что их в эти 4 отчетных месяца нет совсем… Верди маловато, да и Пуччини тоже, Вагнера совсем нет, но… Однако я увлекся — невозможно уместить в 122 дня ВСЕ, что хочется! :))) (И все-таки шепотом спрошу: «А Кармен когда-нибудь поставят!?) 😉
Но главный сюрприз подсчетов — это дирижеры! КОПЫЛОВ!!! Сан Саныч — самый востребованный в Москве кондактор! Йе-е-е-ес! 🙂 А ведь его еле уговорили год назад не уходить на пенсию. Правда, стоит оговориться, что я не учитывал гастроли, а там сплошь Клиничев да Сорокин, но ведь им и годков поменьше! Приятно снова увидеть в списке дирижеров Вилюманиса, который будет ставить Набукко, он запомнился мне своим неподдельно человечным отношением к каждому оркестранту вкупе с высокими профессиональными качествами. Кстати, он, как Копылов и как Главный, тоже — Сан Саныч (да еще и управляющий оркестром тоже из их клуба)! 🙂
А вообще, я очень рад, что Копылов жив, здоров и дирижирует до сих пор. Хочется пожелать дедушке нашего дирижерского цеха еще долго приходить к нам в оркестровую яму и сохранять по прежнему свое здоровье и замечательное чувсвто юмора!
Вот такие подсчеты, надеюсь я никого ими не утомил черезмерно 🙂
Здравствуйте, очень хочу познакомиться с кем нибудь для походов в большой театр, помогите пожалуйста найти такой сайт
Ничего себе, повод для знакомства… 8)
На самом деле, поищите на http://www.forumklassika.ru — оттуда многие, насколько я понимаю, ходят и в Большой, и еще много куда.
Спаибо, за ответ. Извините, за позднее спасибо.
Поздравляю всех с наступающим!
Спасибо. за ответ. Извините за позднее спасибо.
С Наступающим!