В последние дни только ленивый, кажется, не сказал или не написал что-то о юбилее Ростроповича. И это, в общем, правильно. Честно говоря, никогда не понимал людей, которым не «слабо» публично сказать что-либо мерзкое или просто неуважительное о людях подобного калибра. Тем более, что здесь, на мой взгляд, даже вопрос калибра остается открытым: Ростропович, мне кажется, принадлежит к таким людям, которых и сравнить-то ни с кем нельзя.
Виолончелист, чья трактовка, скажем, «Вариаций на тему рококо» настолько хороша и настолько известна любому, кто берется их играть, что вольно или невольно исполнитель начинает либо подражать великому виолончелисту, либо с ним полемизировать — так или иначе, вариант Ростроповича уже давно является отправной точкой. Гражданин, чью любовь к своей стране и своему народу не смог подорвать и опошлить даже оглушительный цинизм нашего времени. Человек, с которым легко общаться любому и который сам с удовольствием общается с любым без тени заносчивости…
Не сказать, чтобы я был близким знакомцем Мстислава Леопольдовича. Собственно, вообще не сказать, чтобы я был его знакомцем. Тем не менее, даже у меня были эпизоды общения с ним, о которых вспоминать буду, наверное, всю жизнь, хотя, казалось бы, ерунда это…
Первый — это когда меня позвали на запись какого-то виолончельного концерта… Тищенко, кажется. Солировал Иван Монигетти, а дирижировал как раз Ростропович. Набравшись наглости, приволок в БЗК компакт-диск с его записью Сюит Баха 1992 года. Одна из самых моих любимых записей Баха, кстати. Штрихи — уртекст, а играет он так, как играет. То есть очень хорошо. Диск этот мне привез папа из Японии — соответственно, выпущен он, конечно, на EMI, но все надписи — на японском. И вот подхожу я к Ростроповичу с просьбой подписать этот диск… Что забавно — подходить к нему не страшно. Есть артисты, которых ты хорошо знаешь и к которым никогда не подойдешь. Все знают, кто такой Ростропович, и я знал тогда, но видя, как он общается — подошел запросто. То есть понимаешь, кто рядом с тобой стоит — но не боишься и даже не волнуешься почти…
Конечно, он этот диск подписал. Стал в руках вертеть: «Слушай, а у меня такого нет — тут иероглифами все, надо же!» Я говорю — хотите, отдам Вам его. Он отвечает: «Ты что, с ума сошел — что ж я, свои собственные диски в разных вариантах коллекционировать буду?» До сих пор этот диск у меня есть. «Боре — дорогому коллеге на память. Ростропович. Август 98»
А второе, что запомнилось — это ужасно смешно. Мне кажется, эта история — very him. Иду я в Институт стоматологии на метро «Парк культуры». После какой-то репетиции, с виолончелью. К зубному иду. И уже на подходе вижу — в переулке этом останавливается пара представительских машин. Мерсы, что ли… Из них выбегает народ, открывают дверь «клиенту». Человек восемь там толчется — и охрана, и шестерки какие-то, судя по всему… Вдруг вижу — из машины выходит не кто иной, как Ростропович! Что уж он там делал — не знаю. Но выходит он так, что я оказываюсь прямо перед ним, метрах в тридцати. Люди вокруг ему что-то говорят, то-се… А он меня заметил… То есть, не меня лично он заметил, естественно, а просто некоего человека с виолончельным футляром. Я на него смотрю: «Надо же! — думаю, — «что это он тут делает…» И уже отворачиваться собираюсь. Ну, не глазеть же! Но тут он, не обращая внимания на окружающих, начинает широко улыбаться, махать рукой и кричит на всю улицу с характерной своей буквой «р»: «ПРИВЕТ, КОЛЛЕГА!!!» Что мне оставалось? Только самому заулыбаться во всю ширь, рукой помахать и головой в ответ качнуть.
Кто-то скажет — это его понты. А мне кажется, он на самом деле такой. И еще кажется, что он сделал для культуры вообще и для музыки в частности столько, что можно ему только спасибо говорить. За все. И больше ничего нельзя.
Душевно написано.
Спасибо. Я так понимаю, мы на конкурсе увидимся? В смысле, я там, видимо, как наблюдатель часто появляться буду. 🙂
Ну я на это надеюсь. 8)