Было такое время, когда я ходил практически на все стоящие концерты в Москве. Правда, это было давно (хотя до сих пор правда). Именно тогда у меня начал формироваться более или менее определенный интерес к музыке, и тогда же сложился список любимых исполнителей, который, как теперь ясно, со временем не претерпел значительных изменений. Тогда, когда главные эмоции вызывали Давид Ойстрах, Исаак Стерн, Виктор Третьяков и Итцхак Перлман, имя Пинхаса Цукермана, хоть и было знакомо, но не вызывало слишком сильного интереса. Ойстраха я слышал только в записях, Стерна — два раза вживую, но, к сожалению, его уже семь лет, как нет с нами (в какой-то момент я, наверное, начну все-таки выкладывать кусками перевод его книжки — заодно и переведу до конца). Перлман был в России в 1989 году, с тех пор не приезжал и уже, наверное, не приедет: ему слишком трудно стало гастролировать по состоянию здоровья. К счастью, Виктор Третьяков все еще живет и здравствует (и даже воспитывает себе смену — об этом я на днях обязательно тоже напишу). И все же субъективное ощущение таково, что Олимп находится в некотором запустении.
И тут известный всем скрипачам и любителям скрипичной музыки Максим Викторов приобрел скрипку «Экс-Вьетан» работы Гварнери дель Джезу. Причем приобрел с размахом: сумма сделки не разглашается по настоянию продавца, но некоторые говорят, что инструмент обошелся г-ну Викторову в 6 миллионов долларов, что на два с половиной миллиона превышает рекорд 2006 года (3,5 миллиона за «Хаммер» Страдивари). Таким образом, гражданин России является обладателем самой дорогой скрипки на планете!
Надо сказать, что Максим Викторов, судя по его интервью, человек очень неглупый, а судя по тому, что он делает — мудрый и даже благородный. Вскоре после объявления о покупке скрипки, было объявлено, что в Москве, в Большом зале консерватории состоится ее презентация. Причем концерт будет бесплатным. В качестве солиста выступит Пинхас Цукерман, а аккомпанировать ему будет оркестр Большого театра. Действительно, 22 марта мы с Цукерманом сыграем ля минорный концерт Баха, Пятый Моцарта, а также концерт Бруха.
Накануне, 21 марта, в Доме Пашкова пройдет точно такой же концерт, но только закрытый: присутствовать будут сотрудники Администрации президента и, говорят, сами президенты тоже зайдут. Это забавно, потому что у Булгакова ведь бал проходил тоже в Доме Пашкова, а концертмейстером там был Вьетан (не забываем, что скрипка — «Экс-Вьетан», т. е. когда-то она принадлежала ему). Подозреваю, что поэтому концерт и решили проводить там.
Но рассказывать обо всем этом просто для того, чтобы сообщить о концерте, я бы, конечно, не стал. Дело в другом. Концерты Стерна, Третьякова, Гутман, на которые я ходил в девяностых, оставляли совершенно невероятные впечатления. Оно и понятно: тогда для меня все было внове, а игра таких мощных артистов не может вызвать ничего, кроме восторга. Но с тех пор утекло много воды, и, несмотря на то, что я до сих пор периодически хожу на концерты, уже мало что может сильно поразить меня. Раньше я думал, что просто уже пресытился, и даже завидовал тем, кто слушает что-то или кого-то в первый раз. Но сегодня, когда Цукерман стал играть на репетиции, я вдруг почувствовал почти то же самое, что и на концертах Стерна или Третьякова. Конечно, Цукерман — наверное, не Стерн, но в данном случае это абсолютно неважно: сравнивать незачем. Так или иначе, он потрясающе владеет инструментом, от него идет колоссальная энергия — он играет поразительно, невероятно хорошо. Честно говоря, я давно уже так не радовался на репетициях и давно не получал такого удовольствия. Бывает лучше, бывает хуже — а сегодня был абсолютный восторг. Это счастье, что до сих пор остались люди, которые умеют так играть на скрипке.
А Викторову следует сказать спасибо не только за концерт в БЗК. Люди, которые слушают классическую музыку лишь время от времени (как наши президенты, скажем), часто плохо себе представляют, что будет происходить, и оттого скучают. Поэтому им желательно показывать только самое лучшее — чтоб скучно не было, и чтобы они верно представляли себе, зачем на самом деле люди ходят на концерты и играют их. В данном случае я страшно завидую тем, кто будет в зале оба раза: уверен, что впечатления останутся фантастические. Кстати сказать, и оркестр, мне показалось, собрался и играет на определенном подъеме.
Честно говоря, словами даже трудно объяснить, насколько приятное впечатление осталось от репетиции, и с каким трепетом я жду этих концертов. Сквозь рутину рабочих дней совершенно внезапно пробилось то, что я когда-то так любил, и чего уже очень давно не случалось. Что-то настолько живое, настолько настоящее, что хочется приблизить это как можно быстрее, хотя одновременно страшно становится от одной мысли, что все кончится и дни потекут обычным чередом… Лучше сказать не могу, но очень рекомендую попробовать пробиться в субботу в БЗК: приглашений уже не осталось, но наверняка можно будет что-то придумать.
Правда, есть еще момент: на билетах с местами написано, что с концерта пойдет прямая трансляция. Где она будет: по ТВ или по радио — не знаю. На крайний случай — и трансляция хорошо, конечно (очередной поклон Викторову, который, кажется, платит за все этого из любви к искусству — я даже не думал, что бывают такие люди), но концерт ничто не заменит. Не исключено, что потом это окажется концертом года.
В заключение — два видео. Одно — Цукерман настраивает самую дорогую скрипку в мире. Снято сегодня. Второе — еще совсем молодые Перлман и Цукерман играют Пассакалию Генделя. Очень впечатляюще, я бы сказал. Лично у меня это вызывает сильную ностальгию по тем временам, когда я смотрел эту запись впервые. Хотя она несколько уравнивается мыслями о предстоящих концертах. Есть все-таки что-то невероятно жизнеутверждающее в том, что до сих пор остались люди, которые умеют играть на скрипках (вне зависимости от их цены), любят полный и красивый звук, а Моцарта играют так, как чувствуют, а не так, как велит мода.
Спасибо большое за прекрасный пост. Буду Вас читать. Интересная версия с Вьетаном, Булгаковым и Пашковым домом:). Спасохаус в данной ситуации не проходит:)
«приглашений уже не осталось, но наверняка можно будет что-то придумать» — а что Вы считаете можно придумать?
На Вашем сайте впервые, ещё не всё посмотрели, но уже за первый прочитанный материал — анонс концерта Цукермана (и Пассакалию…) — огромное спасибо!
Как же прошли концерты? Идём искать.
Нина и Геннадий из провинциальной столицы Вильнюс.
Спасибо за публикацию о Цукермане! Безусловно, один из самых значительных музыкантов нашего времени.
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на мастер-классе Цукермана в Бостоне. Тогда меня поразил не только уровень мастерства, но какая-то его «правильная сосредоточенность», что ли. Ощущение, что в голове у этого музыканта — такая ясность, что хочется подойти и просто постоять рядом: глядишь, что-то и «перепадёт» 🙂
Кстати, в сети наткнулся на запись мастер-класса Цукермана с какой-то китаянкой. Он не много говорит и показывает там, но и того, что есть, вполне хватит на пару лет работы 🙂
Из относительно недавних его записей есть замечательная Концертная симфония Иоганна Кристиана Баха для скрипки и виолончели с камерным оркестром (Цукерман, Йо-Йо Ма) Рекомендую!
«На Вашем сайте впервые, ещё не всё посмотрели, но уже за первый прочитанный материал — анонс концерта Цукермана (и Пассакалию…) — огромное спасибо!» Присоединяюсь! И от меня спасибо!
огромное спасибо
А при чём тут Булгаков, дом Пашкова и Спасохаус? Они все, что ли, на Садовой находятся? Читайте классику внимательней, а собственных безграмотных версий не надо.
А при чем здесь Садовая? 8)
Как же Вы пропустили концерт Цукермана в БЗК со старыми Виртуозами (его первый приезд в Москву)? Он играл на скрипке и на альте — гениально!
Так я тогда возрастом не вышел еще на концерты ходить.. ))