Во время работы в Мариинском театре я познакомился с огромным количеством замечательных людей. Одним из таких людей был виолончелист Дима Кириллов (мы и сейчас иногда видимся, что мне очень приятно). Так вот, в те редкие моменты, когда я не ехал на гастроли с оперным оркестром, а оставался в Питере поиграть балеты, я всякий раз обнаруживал в них для себя массу интересного и делился впечатлениями с Кирилловым. На что Дима мне неизменно говорил: «Боря, запомни: у нас не театр оперы, а театр оперы и балета!»
Я уже шесть лет работаю в Большом театре, и за это время понял, что здесь ситуация противоположная: постоянно нужно напоминать, что у нас театр не балета, а оперы и балета. Я уже не говорю про оркестр. И если в Питере опера и балет существуют параллельно, то в Большом театре, на взгляд непросвещенного наблюдателя, существует лишь балет. При чем сам театр, кажется, делает довольно много для того, чтобы укрепить всех в этом мнении.
Высказаться на эту тему публично заставляет недавний репортаж телеканала «Культура» о закрытии 232-го сезона. Даже несколько раз перечитав и пересмотрев этот материал, не удается найти в нем ни единого упоминания об опере в Большом. Складывается ощущение, что корреспондент был именно, что не в курсе того, что в этом театре существует еще и опера. Это при том, что в тексте говорится: «16 июля балетная труппа Большого откроет гастроли в Амстердаме». О том, что 14 июля оркестр Большого театра откроет гастроли в Греции «Новости культуры» почему-то предпочли умолчать.
Вспоминается другой такой же вопиющий случай, когда в программе «Билет в Большой», посвященной январским гастролям Большого театра, о гастролях оркестра в Питере и Милане, которые, между прочим, прошли вполне успешно, говорили минуты полторы, а о гастролях балета в Париже рассказывали минут двадцать, причем с феерическими подробностями: г-н Ратманский, к примеру, публично восхищался лепкой в отдельных помещениях театра. Познавательно, но к Большому театру имело мало отношения. Самое забавное, что, насколько мне известно, эта программа делается не силами канала «Культура», а силами самого Большого. Интересно увидеть истинное отношение театра к своему оркестру.
Что касается новостей канала «Культура», то тут даже и сказать нечего. Из того, что корреспондент предпочел не вспоминать ни об оркестре, ни об опере, я делаю вывод не только о нем, но и о том, что пресс-служба Большого, видимо, тоже оказалась не на высоте. Вспоминается статья двухгодичной давности в журнале «Филармоник» о гастролях в Лондоне, где показывали в том числе «Бориса Годунова» в старых декорациях. Там автор не поленился особо оговорить, что от пресс-службы Большого театра ему так и не удалось получить хоть какие-нибудь подробности об этом событии.
Я, разумеется, не то, чтобы совсем не люблю балет Большого театра. Совершенно наоборот: я его очень люблю и даже им горжусь. Мне лишь непонятно, отчего, скажем, балетные премьеры афишируются по городу активнее, чем оперные, а рекламы симфонических концертов — и вовсе нет. Отчего, когда руководство оперы и балета публично рассказывает о событиях в театре, оркестр, опять-таки, не упоминается. Отчего в целом о балете в Большом говорится активнее и больше, чем об опере… Ну, и целый ряд других вопросов здесь возникает.
Все это, конечно, не очень весело, и все же 14 июля мы действительно открываем гастроли в Греции. Причем с довольно большой помпой, что не радовать и не вызывать гордости, конечно, не может.