Вчера, после трех с половиной репетиций (и это только в сердце Франции, не считая московских заездов!) мы все-таки открыли сезон сразу двух театров: Большого и Гранд Опера АКА Опера де Пари AKA Опера Гарнье. По настоянию лидера объединенной дирекции Опера и Бастий Жерара Мортье парижский зритель первым на Западе познакомился с чуть ли не самой нашумевшей (не считая «Детей Розенталя» Леонида Десятникова) постановкой в новейшей истории Большого театра — «Евгением Онегиным» made in Дмитрий Черняков.
Мортье присутствовал на премьере нового «Онегина» и говорит о нем так: «Он <спектакль> мне чрезвычайно понравился. Потому что в нем Черняков представил абсолютно свежий взгляд на «Онегина». В этом спектакле каждая деталь обоснована, насыщена смыслом. Поэтому скандал, поднятый Галиной Вишневской в прессе по поводу «извращения классики» я считаю просто неуместным, а ее возмущение — не имеющим оснований. Вся эта ситуация в целом выглядела довольно глупо».
Так или иначе, этот спектакль — один из наиболее мощных и наиболее спорных среди всего, что Большой театр сделал за последнее время (о своем собственном к нему отношении я уже говорил сразу после премьеры). Вчерашний спектакль (первый из шести) показал, что публика встречает певцов и дирижера, Александра Ведерникова, с большим энтузиазмом. С неменьшим энтузиазом был встречен и вышедший на сцену Черняков, хотя мне показалось, что среди шквала аплодисментов довольно явственно можно было различить и крики «Буу» (любители оперы знают, что это символ неодобрения, пришедший в мир из итальянских театров).
В любом случае, я почти уверен, что пресса в целом будет положительной. Кроме того, генеральный директор Большого Анатолий Иксанов прав, сказав недавно, что в этом сезоне мы делаем две очень важные и символичные вещи: открываем сезон в Гранд Опера и закрываем сезон в июле в Ла Скала (все тем же «Онегиным», кстати). Это действительно важно для театра, поскольку, как бы не относиться к конкретным спектаклям, тот факт, что ведущие театры мира готовы предоставить нам свою сцену, сам по себе говорит о многом.
Кстати, что касается отношения к спектаклям: 10 сентября, в среду, телеканал «Культура» будет вести прямую трансляцию с нашего спектакля в Париже. Так что все, кто находится в России, но до сих пор не видел этого «Онегина», смогут составить свое собственное впечатление о нем.
Эпизодически просматривая оперу — сердце не выдерживало подолгу наблюдать это продолжение 17 года, уничтожение русской нации как таковой, невыносимый ужас и отвращение, жидовство, заполонившее все пространство. Мрак. Вот ощущение от этого действа. Неужели это навсегда, и Бог не защитит нас.
Ух ты, елки-палки… А жидовство-то при чем тут???