Уже в течение нескольких лет существует филармонический абонемент симфонического оркестра Большого театра. В рамках этого абонемента оркестр Большого театра представил уже достаточно большое количество программ, познакомил московских слушателей с самыми разными дирижерами и солистами (в некоторых случаях это было первое знакомство), а сам абонемент уже стал привычной деталью московского музыкального ландшафта.
Однако в этом сезоне Большой театр выступил с новой инициативой, которая, хочется верить, через некоторое время также станет традицией: Большой театр представляет своих певцов и артистов оркестра, как камерных исполнителей. В Малом зале Московской консерватории, на лучшей камерной эстраде Москвы, пройдут три концерта, которые объединены в новый, камерный филармонический абонемент Большого театра.
Инициатором создания этого абонемента стал музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра, Александр Ведерников. Маэстро считает, что
«это очень естественная мысль. Во-первых, певцы и музыканты Большого театра должны иметь возможность проявлять себя в разных жанрах. Если многие артисты оркестра и без того периодически исполняют камерную музыку, то у певцов не всегда есть такая возможность. Хотя и у тех, и у других явно есть ярко выраженное желание делать это.
К тому же, Большой театр, в силу того, что он объединяет большое количество разных артистических сил, имеет почти уникальную возможность показывать слушателям не только традиционные, но и свободные камерные составы, благодаря чему в концертах будет звучать музыка, которая звучит очень редко. Яркий пример – первый концерт, который посвящен Глинке. В нем прозвучит музыка для хора и солистов с фортепиано. Или трио для кларнета и фагота с фортепиано – тоже исполняется нечасто. Там же можно будет услышать ансамбль для струнного квинтета, четырех голосов и хора. Все это очень хорошая, но редко исполняемая музыка в силу того, что для нее часто трудно бывает собрать исполнителей. И даже наша публика пока не осознает, что у нее есть запрос на такую музыку, то после нескольких подобных концертов она обязательно это поймет. Так должно быть!»
Маэстро Ведерников является не только идеологом этого абонемента, но и примет в нем непосредственное участие в качестве пианиста. Он же предложил и первую тему абонемента текущего сезона: русская музыка. В этом сезоне в концертах будут представлены произведения двух композиторов XIXвека (М. Глинка и П. Чайковский) и двух композиторов XXвека (Г. Свиридов и Л. Десятников).
Изначально второй концерт абонемента планировался монографическим, посвященным только Чайковскому, однако впоследствии планы изменились, и в нем будут представлены произведения не только Чайковского, но и современного композитора Леонида Десятникова. Александр Ведерников рассказывает, что принял такое решение после того, как услышал концерт солистов оперы и артистов оркестра Большого театра во время гастролей в Риге, в июне 2008, программа которого была составлена именно таким образом.
«Мне он показался очень удачным, и захотелось, чтобы его услышали и московские слушатели. Чайковский с Десятниковым прекрасно уживаются в одной и той же программе. И вообще, делая абонемент, посвященный русской музыке, наличие в нем примерно тридцати процентов музыки двадцатого века вполне уместно».
Третий концерт цикла будет посвящен музыке Георгия Свиридова. Главный дирижер Большого театра говорит, что
«и Десятников, и Свиридов – это композиторы, которые связаны с традицией XIX века. Если бы в этом абонементе присутствовали, например, Лурье или Рославец – можно было бы удивляться. Но в данном случае налицо явная преемственность».
Александр Ведерников пока не раскрывает информацию о планах на следующий сезон, связанных с камерным абонементом, однако выражает уверенность в том он обязательно должен быть традиционным.
Известно также, что в первоначальном проекте реконструкции Большого театра планировалась постройка камерного зала. Отвечая на вопрос о том, можно ли говорить о том, что в будущем концерты камерной музыки будут проходить в собственном зале Большого театра, специально предназначенном для такого рода концертов, Ведерников сказал, что камерный зал у Большого театра обязательно должен быть. И добавил:
«Пока все работы, которые осуществляются у фасада, идут с тем расчетом, что зал будет. Другое дело, что, поскольку реконструкция идет в несколько очередей, эта часть работ, видимо, будет осуществляться в самом конце Но для того, чтобы говорить о том, что в этот зал можно будет перенести камерный абонемент, его нужно будет сначала увидеть и понять, что в нем лучше всего звучит».