Была когда-то такая замечательная в своем идиотизме реклама: «При всем богатстве выбора — другой альтернативы нет». Обычно-то альтернатив штук двадцать пять бывает… Так вот, тут в некотором разговоре пришлось заставить себя хоть как-то систематизировать свои знания о зарабатывании денег. Ну, и обо всем остальном, конечно, поскольку деньги — вещь, связанная со всем на свете.
«При всем богатстве выбора» в мировой литературе, например, с количеством сюжетов не разбежишься. Борхес, помнится, насчитал четыре: о поиске, о возвращении героя, о падении города и о самопожертвовании бога. Впрочем, всем авторам, от античности до современности, этого скромного набора хватило.
С деньгами ситуация та же — в смысле, способов получить их очень немного. Я, скажем, припомнил пять: торговать телом, торговать душой, торговать временем (своим, естественно), жить за счет средств, заработанных ближним кругом (родственниками, друзьями или еще кем) либо, наконец, отбирать деньги у тех, кто сумел их заработать тем или иным способом из уже перечисленных. Попросту говоря, воровать или грабить.
Немного наберется людей, которым полностью подходит один конкретный способ. Как это ни забавно, но люди часто именно из-за этого чувствуют себя обделенными: кто-то не родился красивой, у кого-то не случилось богатых родителей, кто-то слишком порядочен или просто ленив, чтобы заниматься грабежами… Масса вариантов. В этом смысле счастлив тот, кто умеет довольствоваться имеющимся.
Хотя тут есть один немаловажный момент.
Большинство рано или поздно приспосабливаются к своей ситуации и даже учатся комфортно себя в ней ощущать. Но есть немногочисленный контингент, который не то чтобы не может, а просто органически не способен воспринимать ситуацию, как данность. Разница между обычными людьми и этим самым «ограниченным контингентом» заключается в следующем.
Нормальный человек повзрослел и, к примеру, тем или иным способом получил, наконец, отдельную квартиру. Маленькую, на окраине, но свою. И счастлив безмерно. А представителю той редкой породы людей, о которой я говорю, такой поворот никакой радости не доставит. Потому что этот представитель должен жить не просто в отдельной квартире, а в пентхаусе на Манхэттене. Или, там, на барже в Париже. Это если говорить о материальных благах.
С нематериальными еще хуже: если над большинством из нас незаметно развевается флажок с надписью «компромисс», то «ограниченный контингент» в творчестве идет в бой под флагом с девизом «Все или ничего! Победить или умереть!» Чем, кстати, вызывает массу недовольства у «нормальных людей».
И вот тут начинается самое интересное и самое грустное. Потому что жизнь у всех складывается по-разному. Один мой старый приятель, который сегодня уже никакой мне не приятель и даже, честно говоря, не знакомый, как-то сравнил людей и жизнь с кирпичным заводом. Делаются из глины кирпичи на конвейере. Вполне себе такая плотная, но податливая масса, которая при небольшом усилии в результате прекрасно вписывается в ГОСТ. Но иногда на этот конвейер попадает камень. И тогда сначала эта безумная машина обрушится на этот камень всей своей железной мощью, пытаясь сделать из него качественный стандартный кирпич. А потом, когда этого, естественно, сделать не удастся, то камень просто сбросят с конвейера в отходы. И переживать особенно не будут.
Выходов из этой ситуации существует намного больше, чем один. Хотя напрямую продолжить аналогию не удастся. Но самое неприятное, что выходы эти каждому приходится искать самому, заново. Поскольку, как говорилось в одном замечательном старом фильме, «добро и зло — сложные абстрактные понятия. А в нашей жизни мы сразу переходим к простым решениям. Но для нас, к сожалению, окончательным».
Вот и все, о чем сегодня хотелось.