У банкиров и брокеров есть понятие «короткие деньги» и «длинные деньги». У нас у всех эти понятия тоже есть, хотя для нас, видимо, это не настолько критично. Но суть в том, что иногда ты берешь ответственность на короткий срок, а иногда очень надолго или даже навсегда. Когда на короткий срок — это довольно просто и, в общем, не очень напряженно. А когда надолго или навсегда…
Наверное, это тоже не очень напрягает. Потому что как только ты осознаешь, что все это очень надолго, одновременно начинаешь понимать, что бесполезно обижаться, бессмысленно пытаться что-то объяснить…
Это, наверное, еще можно делать, когда есть срок давности. Когда срока давности нет — на каком-то этапе понимаешь, что и объяснений никаких не может быть. Потому что сколько бы времени ни прошло — ты несешь ответственность. За человека или за явление — неважно. И эта ответственность, в общем, не предполагает какого-то определенного отношения с другой стороны. Ты можешь быть каким угодно — просто, каким бы ты ни был, эта ответственность — на тебе. Иногда бывает не очень здорово — не оправдать надежд. Но надежды — это одно, а жизнь — другое. Я давно уже понял, что не самые хорошие люди могут быть очень хорошими солдатами. Что там говорить — я сам не самый лучший человек, не самый образованный и не самый организованный. Но я очень хороший солдат.
Я много умею — могу захватывать контрольные точки, невзирая ни на что, могу прикрыть, могу вынести на себе… Но есть и какие-то не очень хорошие вещи во мне, наверное. Самое обидное, что я сам в себе их очень хорошо чувствую. Но тут вот какое дело… Тут уже поздно что-то править, к сожалению. Тут воевать надо. И каждому воздастся по делам.
Кто-то будет создавать уникальное — а кто-то будет культуръегерствовать… Я даже иногда не знаю, что важнее. И никто не знает — каждый в результате берет работу по себе. Дягилев, вон, сам по себе ничего не создал… Трудно со всем этим, в общем. Мне кажется, важно не сдаваться. А решение придет.