В октябре 2009 сыграли с Верой Васильевной Часовенной концерт. Для меня это было почти невероятное событие. Есть люди, с которыми нельзя просто так ничего. С ними даже разговаривать просто так нельзя. Причем это могут быть самые разные люди. В какой-то момент, очень давно, я это почувствовал, встретив на лестнице в Мерзляковском училище Глезарову. Потом пообщался с Юрием Лоевским. Веру Васильевну знал, и очень близко, давно. На определенном этапе понял, что и она принадлежит к этим людям. Однажды понял, что мой отец — из них же. Потом Гергиев, с которым, кстати, никогда не общался неформально… Набралось, в общем.
Когда такие люди с тобой разговаривают — ты не можешь понять, что происходит. Почему ты можешь говорить с ними. И даже как-то взаимодействовать. Иногда — когда окончательно осмелеешь — даже дискутировать. Играть — это вообще из области фантастики. Я, например, считал, что моя жизнь удалась, потому что я играл вместе с Лоевским. Причем не в оркестре, а в квартете виолончелей. К сожалению как-то так получилось, что записи нет. На меня не похоже — это был концерт памяти папы — но, видимо, действительно нет. Мне теперь очень жаль. Так вот, я считал, что все в порядке — но Лоевский, все-таки, виолончелист, и какая-то возможность была. С Часовенной не было никакой возможности… То есть мы с ней играли и до этого — она играла со мной концерт детей артистов Большого театра когда-то и все конкурсы в том же театре — но это не совсем то.
А потом, во многом благодаря Ларисе Викторовне Полторацкой, получилось так, что у нас с ВВЧ возник реальный шанс посотрудничать на равных. Хотя такие вещи на равных не получаются. Все равно ты знаешь, с кем ты работаешь…
Но концерт состоялся. И даже его получилось записать. Для меня это важно, потому что, по идее, мы с ВВЧ хотим записать в студии и переложенные Полторацким «Песни странствующего подмастерья» Малера, и его виолончельную сонату — но кто ж знает, получится ли. Сегодня Миша «-Бу-» Пучков, звукорежиссер, с которым я уже несколько раз работал на живых концертах и с которым собираюсь работать дальше, прислал окончательную запись с того концерта. Какое-то время назад я выложил запись Малера — просто потому что не мог не выложить. Полторацкий сделал отличное переложение, его играл Гаврыш, насколько я знаю, но записи нет. А такие вещи надо, чтоб звучали, мне кажется.
Первую Сонату Брамса осенью не стал выкладывать. А сегодня послушал и подумал, что все-таки можно, наверное. Понятно, что Лоевский с Часовенной эту сонату играли совершенно иначе… К сожалению, некуда сослаться, но, например, Варя Турова, если этот пост увидит, не даст соврать. Но, в общем, мне кажется, эту запись тоже можно показывать.
В общем, я это все к чему… К тому, что удается иногда поиграть и поразговаривать с с людьми, с которыми потом гордишься, что хотя бы разговаривал. И к тому, что из записи в любом зале, даже в комнате, как в «Мастерской», можно, в общем, сделать что-то приличное, если уметь.
Я б еще тут пару слов приписал, но не буду. Кто надо — те знают, что я хотел сказать.
Малер-Полторацкий. Песни странствующего подмастерья для виолончели и фортепиано.
1. Wenn mein Schatz Hochzeit macht
2. Ging heut morgen uebers Feld
3. Ich hab’ ein gluehend Messer
4. Die zwei blauen Augen von meinem Schatz