OpenSpace.Ru опубликовали интервью с генеральным директором Московской филармонии Еленой Зубаревой. Те соображения, которые озвучивает в нем Елена Сергеевна, не стали откровением для профессионалов, а любители вряд ли обратят внимание на ряд «звоночков», которые в этом интервью содержатся.
Хотя восхитить способно уже то, что генеральный директор крупнейшей концертной организации в стране запросто расписывается в том, что организация под его руководством настолько не способна продавать собственные концерты и вообще как-то влиять на собственную деятельность, что в результате не собирается платить гонорары своим артистам.
Впрочем, считает г-жа Зубарева, «потеря гонорара от одного концерта в год погоду в бюджете исполнителя не сделает». При этом, как я понимаю, речь вряд ли идет о столпах российского музыкального искусства, наподобие Мацуева или Горенштейна. Вероятнее всего, бесплатно будут играть молодые или числящиеся молодыми исполнители, у которых не хватает сил ни на то, чтобы окончательно поссориться с филармонией, ни на то, чтобы хоть раз самостоятельно организовать собственный концерт.
Хотя последнее выглядело бы вполне логично: мы знаем о достаточном количестве залов в Москве, которые готовы сдаваться за более или менее вменяемые деньги, а то и просто за долю в сборе (пусть это и будет доля на уровне 50%).
Это при том, что филармония не перестанет продавать билеты на свои концерты: просто весь сбор за концерт она спокойно положит себе в карман, теперь уже даже не напрягаясь для того, чтобы через месяц-два отстегнуть начинающему дарованию 4-5 тысяч с барского плеча. И совершенно не расстроится из-за того, что сбор не покрыл декларируемые 92,000 рублей за аренду Малого зала консерватории: государство-то деньги все равно спускает. Да, меньше, чем раньше — это минус. Но ведь и делать что-то самостоятельно никто как не заставлял, так и не заставляет. Это плюс.
В целом, от этого интервью у меня остается примерно такое же пакостное ощущение, как от личной беседы почти со всеми российскими музыкальными управленцами нынешнего времени. Слова, сквозь которые сквозит почти не скрываемое презрение ко всем, кто до сих пор не нашел способа заработать иначе, чем собственной профессией.
Из интервью директора Филармонии понятно, что:
а) профессиональным финансовым менеджментом не пахнет;
б) концертные площадки норовят только повышать цены, не обеспечивая при этом повышения ценности предлагаемого продукта для потребителя, то есть маркетингом не пахнет тоже!
в) «кидалово», предлагаемое артистам, говорит о том, что вменяемой политики управления интересами работников также нет.
Чудно.
Нет денег, говорите?
У зрителя (слушателя) со стороны возникает ряд наивных вопросов:
1. Если в Москве есть залы подходящей вместимости помимо МЗК — почему не уйти в эти залы? Для Филармонии это было бы существенное сокращение расходов, для залов — существенное поднятие престижа. А публику удалось бы убедить, объяснить, почему так, а не иначе.
2. Многие крупные вузы и крупные компании имеют свои концертные (актовые) залы вполне приличной вместимости с роялями. Почему не вспахивать это поле, заодно давая возможность молодым музыкантам выступать, а студентам вузов и работникам компаний — слушать музыку? Думаю, что какие-то иностранные компании пошли бы на это на постоянной основе.
3. Филармония имеет колоссальные возможности для фандрайзинга: количество «знаковых» концертов и фестивалей, на которых за счастье почли бы «засветиться» многие компании, просто зашкаливает. Почему эта идея, лежащая на поверхности, никак не используется?
Задать бы эти вопросы. Только, похоже, некому.
У меня даже ответы есть на эти вопросы. 8)
Может быть, поделитесь знаниями?
Чтобы что-то сделать — надо хотеть это сделать. Допустим, хотеть убедить публику в чем-либо. Филармония, как правило, идет по пути наименьшего сопротивления, поскольку не только не хочет, но и не знает как ходить по другому пути. К тому же, не ставится такой задачи: государство спускает деньги и так, зачем думать об оптимизации расходов. Государство не ставит задачи пытаться выйти на окупаемость, сохраняя качество программ, зачем этим запариваться?
Фандрайзинг — отдельная тема. Распилов и откатов никто не отменял. И, опять-таки, не ставится такой задачи. И на государственных деньгах можно вполне прилично подняться. 8)
Так что ответы примерно в таком стиле.