Макс Леонидов когда-то пел о том, что «на будущем пелена — на прошлом туман с Невы…» Как ни странно, чувствуя себя полностью москвичом, но уехав однажды в Питер на три года, до сих пор чувствую этот туман не только на прошлом, но и на будущем. То есть пелена — она как бы тоже с Невы. Несмотря на то, что всегда хотел быть и казаться объективным, и даже написал когда-то текст, первой целью имевший наивное желание примирить два города. Кстати, тогда был неплохой дизайн у этого сайта. Сегодня, если не помнить о старых компьютерах и маленьких мониторах, непонятно, почему текст дан так узко.
Но узко — не только дизайнерски. Сегодня мне непонятно, почему так узко раскрыта тема. Попытка была — но слабая. Хотел, то бишь, но не мог. При том, что в этом же тексте обозначены проблемы, которые сегодня, к счастью, уже практически перестали быть проблемами. Вернее сказать — обозначились конкретные пути для решений.
Пожаловался — целостного образа русской <музыкальной> культуры не существует. Допустим, до сих пор это так. При этом, для взгляда — пока еще — не со стороны, но изнутри, страна расширяется. На культурной карте запылали Екатеринбург, Новосибирск, при всей непонятности — Пермь.. Уже дышат в спину ряд других городов, которые не сегодня-завтра пускай не встанут в очередь за званием культурных столиц, но, во всяком случае, заявят о себе как о вполне заметных культурных центрах.. Как стоянка такси в песне у Леонидова перестала быть значимым социальным элементом, так явно значимыми социальными и культурными элементами становятся вещи, о которых десять лет назад и подумать было нельзя. Не радоваться этому — невозможно. Не думать о том, к чему все это приведет — тоже нельзя, потому что процесс не выглядит контролируемым.
Тем не менее, этот процесс идет. Жаль вспоминать о штуках, которые придали этому процессу ускорение, но не дожили до его завершения — а до завершения еще далеко. Странно видеть людей, которые на заре этого процесса занимались совершенно другими вещами, но сегодня подключились к нему. Завидно думать о тех, кто верил, что все так и будет в тот момент, когда остальные и заикнуться о подобном не могли.
И странно наблюдать себя посередине. Тогда, когда сделана бОльшая часть и нет сомнений в том, что меньшая часть пути будет пройдена уже без таких потерь, как в начале.. Видимо, на этом этапе и начинается главный кризис идей. На этом этапе дело подхватывают те, от которых и не нужны идеи — а нужен только задор. Пройдет время — и, вероятно, никто и не вспомнит о том, как все начиналось. Это будет несправедливо.
Наверное, для этого и нужны те, кто даст себе труд прожить всю эту историю от начала и до конца — и рассказать. Когда-то Лозовский у Стругацких сделал лучшее что мог — узнал и рассказал. Мне, кстати, всегда казалось, что Горбовский — родственник Лозовского. Это, впрочем, домыслы. Так или иначе, девиз неплохой: «Из всех возможных решений выбирай самое доброе». Don’t be evil..