Целый ряд вещей не позволяет больше обновлять этот блог так часто, как это получалось когда-то. Хотелось бы подвести под это какую-то качественную теорию, но правда всего лишь в том, что реальная жизнь не дает растекаться мыслею по древу. Когда эта самая жизнь не дает не только написать что-то, но и спать лечь вовремя (по многим причинам) — уже не до блогов.
Тем не менее, хотелось бы обратить внимание тех, кто до сих пор обращает внимание на меня, на три декабрьских концерта, в организации которых мне посчастливилось участвовать.
«Посчастливилось» тут — не лишнее слово. Все три — события, которые, может быть, и не войдут в официальную историю российской музыки, зато представляют собой тот все более редкий случай, когда не стыдно.
5 декабря 2012 в Культурном центре П.И. Чайковского состоится концерт «Гобой-гала«. Мало, что можно добавить к его официальному анонсу: «Существует поверье, что в Советском Союзе и в России не умели играть на гобое — секрет игры на этом инструменте известен, но спрятан и ревностно охраняется тайным орденом монахов-гобоеносцев где-то в Европе… Это неправда». Мне кажется, достаточно вспомнить Любимова, Тосенко и Курлина для того, чтобы разговор о советских гобоях не был настолько однозначным, как многим хотелось бы. Декабрьский «Гобой-гала» представит лучших из тех, кто играет на гобое сегодня. Да, только в Москве. Трудно сразу сделать всероссийский сбор. Надо что-то оставить на будущее. При этом я даже не подозревал, что московские гобоисты и им сочувствующие готовы на такие жертвы для того, чтобы сделать этот концерт. Кстати, было бы здорово, если бы зашли послушать не только большие любители музыки, но и студенты-гобоисты.. На самом деле, тем, кто делал этот концерт, очень хотелось, чтобы эти самые студенты увидели и услышали, что их ждет в будущем.. Один мой коллега, после озвученного мной предложения об участии в этом концерте и об идее про студентов, отреагировал мгновенно: «А что их ждет?? Посаженное зрение и посаженная печень! И не знаю, в каком порядке..» Частью он прав. Но другой частью, пока самые лучшие из моих коллег соглашаются участвовать в таких концертах — жизнь не закончилась.
6 декабря 2012 во вновь открытом Бетховенском зале Большого театра.. Впрочем, всем ясно, что это уже совершенно другой Бетховенский зал. Тем не менее, так получилось, что к концертам оркестра Большого театра в этом зале я имею самое непосредственное отношение. И для меня было очень важно, чтобы ко вновь начинающимся концертам в этом зале имели отношение самые лучшие силы оркестра Большого. А главное, чтобы люди, которые приходят на эти концерты, увидели, что традиция не прервалась, и на сцену (и в яму!) в Большом выходят отличные музыканты — как те, кто пока плохо понимают, что на самом деле такое этот самый «Большой», так и те, кто слишком хорошо знает, что это такое. В любом случае, я уверен, что если где-то и существуют традиции, и если где-то умеют их передавать — то это в оркестре Большого театра. Концерт в Бетховенском зале 30 октября 2012 показал самых лучших солистов оркестра Большого театра — как солистов. Концерт 6 декабря 2012 покажет самых лучших солистов оркестра Большого театра в том, в чем они на самом деле сильны — в ансамблевой игре.
Мне всегда хотелось сделать концерт, где хорошая музыка исполняется с беспрецедентным качеством. Каждый концерт, который делал я один или в компании с друзьями, я представлял именно так. Мне кажется, что концерт камерной музыки 6 декабря с участием солистов и артистов оркестра Большого театра — тот случай, когда эта идея получила наиболее полное воплощение. Во всяком случае, сегодня я не представляю, как можно было бы сделать камерную музыку лучше: в концерте прозвучит очень много хорошей камерной музыки, и в самом лучшем исполнении, которое я могу себе представить. Реально, составы бескомпромиссные!
Наконец, концерт 12 декабря снова в Культурном центре имени Чайковского. В отличие от концерта 6 декабря — это сольный концерт одного человека, пианиста Бориса Блоха. Мой близкий друг, пианист Яков Кацнельсон, говорит о нем так: «Борис Блох — уникален. Пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму времени великих. Лист — его сильнейшая сторона, а Чайковского на таком уровне играет сегодня только Плетнев. Но, с точки зрения подхода к музыке, Блох — полный антипод Плетнева». Вряд ли что-то можно добавить. Хотя я, послушав ряд записей Блоха в ютюбе, добавил бы настоятельную просьбу придти на концерт. Поскольку неизвестно, когда в следующий раз в Москве вы услышите подобное.
Вот такие дела. Такие анонсы. Остальное — личкой. 8) Не скажу, что все просто. Rain must fall. Зато все очень интересно. А ради этого, собственно, и.