Когда-то я до дыр зачитал книгу Тито Гобби «Мир итальянской оперы». И именно оттуда — к собственному огромному удивлению — узнал, что, оказывается, в опере Моцарта (несмотря на то, что опера довольно длинная) Дон Жуан так и не успел никого соблазнить. Или не смог..
А потом на форуме «Классика» появился персонаж, которого все знают, как regards. Как его зовут на самом деле — не так важно. К сожалению, на определенном этапе мы поссорились. Но regards оказался не только знаковым персонажем для форума в целом. Он еще и написал ряд вещей, которые когда-то лично мне показались интересными настолько, что я сохранил их и иногда перечитываю. В частности, постольку, поскольку эти вещи весьма созвучны тому, что говорил мне когда-то один из самых близких мне людей. Со временем выяснилось, что я с этим вещами согласен.
Одна из таких реплик regards — в теме о Дон Жуане. Был период на форуме, когда там можно было прочитать подобные штуки. Верю, что такой период настанет снова. А реплика, мне кажется, блистательная. К тому же, сегодня я вижу в ней столько смыслов, сколько и близко не видел восемь лет назад. Да и не мог увидеть, наверное.. Бывают моменты, когда не стыдно в этом признаться.
«Я как-то раз призадумался, и понял, что любовь — это не состояние. Это — история отношений, т.е. накопленные воспоминания о дорогих обеим или одной из сторон событиях и состояниях. Не буду распространяться, эта тема бесконечна. Иллюстрация — Казанова. Для меня совершенно очевидна причина перелома в его отношении к женщинам. Секс — сам по себе великое искусство, и я утверждаю, что только человек, способный на безоглядную физическую страсть и полную откровенность И ЧУТКОСТЬ в ней может быть хорошим музыкантом. И наоборот. Секс с 5 сонатой Скрябина ничем не отличается от секса с чувственной женщиной..
Так вот, Казанова как человек, которого помнили боги, очевидно, быстро понял, что в сексе открываются бездны, которые может не сознавать за собой сама женщина и которые не связаны с её «светской» личностью и уникальны для неё одной. Конечно, он не мог забыть эти потрясения, и привязывался к своим женщинам. Я предполагаю, что он не мог удержаться, и какое-то время сохранял отношения с некоторыми из них. А это — и есть начало любви. Время и воспоминания. Вот он и «сломался», когда понял, ЧТО теряет, начиная с постели. Или заканчивая ею в силу доступности, но не логики отношений. Когда произошёл этот отрыв, он и стал Дон Жуаном, то есть стал бесконечно ценить каждый шаг, улыбку, взгляд, случайно упавшую ИМЕННО ЭТУ прядь волос в безумной надежде на ответную чуткость.
Только не надо жалеть Дон Жуана! <…> Он — вовсе не обделённый женской лаской «романтик». Почему мужчины восхищаются «сильными» женщинами? Потому, что внутренний голос слабо шепчет им, что, если бы они сами были сильны, то такие женщины могли бы… Дон Жуан — сильный мужчина, жаждущий встречи с женщиной, равной по тонкости осознания, уверенности в себе, и бесконечно страдающий не от непонимания или отсутствия женского внимания, а от яркого понимания того, какие бесконечные возможности создать уникальную красоту и восторг даёт жизнь, как мало для этого надо и как почти невозможно это осуществить…«
А гадала: куда же Regards исчез?!
Оказывается, он способен не только на ядовитую иронию, но и на изумительно глубокое и, на мой взгляд, абсолютно верное понимание природы и Казановы, и Дон Жуана.
Чувственность, умение ценить каждый момент, погружаться в его сакральность, оставаться бесконечно удивленным прикосновениями к телу, его теплом, игрой света во всех впадинках и изгибах, его откликом, звуками… «Безоглядная физическая страсть и чуткость» — так похоже на общение с роялем, скрипкой, виолончелью. На это способен только подлинный художник.