Обратили тут мое внимание на один, казалось бы, ничем не примечательный поток на форуме «Классика». Какому-то человеку хочется скачать из интернета «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано» профессора И. Ядовой. Другой человек предложил ссылку — где скачать. После чего в потоке выступил представитель питерского музыкального издательства «Композитор», который пристыдил пиратов и призвал покупать это издание официально.
Откровенно говоря, лично я очень многое покупаю официально. Программы для своего компьютера я покупаю официально. Пользуясь телефоном и планшетом на Андроиде, я уже тысяч четыре-пять рублей спустил на покупку программ, кажущихся мне полезными. На Литресе я уже спустил больше десяти тысяч — что греха таить, мне лень искать изданные книжки в свободном доступе. Нового Акунина мне проще купить, чем искать, где он лежит на халяву.
И вот тут питерский «Композитор». Мне, честно говоря, книга профессора Ядовой не нужна совсем. Но допускаю, что кому-то она нужна очень. С это благостной мыслью я пошел на сайт издательства с тем, чтобы купить это издание, а потом подарить кому-нибудь, кому оно действительно необходимо.
Все благие намерения разбились о жестокую реальность. Невозможно купить у издательства «Композитор» цифровую копию пособия профессора Ядовой. Можно только заказать отпечатанную версию, и потом ждать пару недель, пока она придет к тебе в реальный почтовый ящик. А скорее — пока тебе придет уведомление о том, что посылка пришла в почтовое отделение, и ее следует забрать.
Для меня это неудобно по нескольким причинам:
1. Я хотел купить и полистать издание сейчас, у себя на планшете. На следующий день это мое желание прошло, и больше я о нем не вспоминал.
2. Мне неудобно заказывать посылку на конкретный адрес, поскольку я не знаю, куда мне удобнее будет подойти в конкретный день. Нет, у меня есть прописка в Москве. Да, в Центральном округе. Да, я не хочу, чтобы кто-то знал, где я живу в данный конкретный момент времени.
3. Мне не нужна сегодня бумажная версия этого издания. Я хочу читать эту книгу в телефоне или в планшете, распечатать ее в какой-то момент и использовать по назначению, а потом потерять распечатку и не париться из-за этого, потому что в бэкапе у меня все равно есть цифровая версия, которую я снова могу распечатать в любой удобный мне момент. Да, это будет лежать на dropbox. Нет, я не буду это давать всем и каждому. Да, возможно, я поделюсь этим изданием с парой приятелей.
Надоело перечислять. Есть масса причин, по которым мне удобнее иметь купленное в цифровом виде. И я очень благодарен тем, кто позволяет мне покупать цифровые издания за разумную — а иногда даже слегка завышенную — цену. Легкая завышенность компенсируется удобством использования. Я покупаю новые версии программ, покупаю новые книги, покупаю новые альбомы интересных мне исполнителей.. Я все покупаю — когда существует удобный для меня способ купить!
Примерно год назад мне пришлось потратить огромное количество усилий для того, чтобы получить в свое распоряжение ноты одной из Камерных музык Хиндемита. Результат мы с коллегами представили вот здесь, но не об этом сейчас речь. Чтобы получить какие-то несчастные ноты, которые, сказать по чести, без меня и моих коллег так и останутся черными кружочками и палочками на белой линованной бумаге, мне пришлось потратить очень много усилий. Издательство максимально усложнило мою жизнь для того, чтобы я в результате даже не купил — арендовал — ноты, которые потом все равно, естественно, скопировал. Мне до сих пор неприятно, что издательство так обошлось со мной.
Недавно один банк, которому я нечаянно задолжал какие-то пени, прислал мне смс со словами «Борис, Вы обещали заплатить нам … рублей…». Мне стало стыдно, и в тот же день я пошел и заплатил. Тем более, что банк был прав. Если бы издательство взяло с меня обещание не отдавать никому эти ноты — я бы не отдал. А если бы обманул — чувствовал бы себя плохо. С этим издательством — я чувствую себя вполне спокойно, поскольку банк всегда делал все для того, чтобы мне было удобно, а издательство построило свой бизнес так, чтобы мне было неудобно.
И тут, под конец, два небольших общих соображения.
Во-первых (и, в общем-то, в главных), никто не ворует, распространяя музыку или ноты бесплатно. И речь, как мне кажется, в подавляющем большинстве случаев не идет о стремлении к халяве — которое, конечно, достойно отрицания. Но ведь я купил ноты, купил диск.. Потратил какое-то количество ресурсов, типа электричества.. Да я принципиально хочу, чтобы эту музыку и эти ноты получили те из моих знакомых, которым это интересно! Библиотеки законом не запрещены пока? Роман Лейбов в какой-то момент прекрасно высказался на эту тему: «Не интернет есть свободная среда обращения информации. Свойство информации — свободное обращение. Это ее первичная социальная функция — свободно обращаться. Ограничения вторичны».
Во-вторых, — и я это написал тому же представителю издательства — я совершенно искренне считаю, что вопрос о рентабельности объектов авторского права не нужно тащить в правовую и морально-этическую плоскость. Увеличить или удержать маржу бизнеса с помощью закона, репрессий и, заодно, разговоров о нравственности, очень сложно. В нормальном бизнесе тот эффект, к которому стремится питерское издательство «Композитор», достигается за счёт рыночных средств — расширения ассортимента, стимуляции спроса, ценовой политики и — что хотелось бы в этой ситуации подчеркнуть особо — развития моделей монетизации. То есть, собственно говоря, предоставлении мне возможности купить пособие Ядовой в цифровом формате, например. Возможности у меня не было — пятидесяти рублей не досчитались.Что лучше — плакать о несбывшемся или подумать?
Даже не знаю..