Год назад, 17 сентября 2006, средняя дневная посещаемость форума «Классика» за последние 30 дней оценивалась счетчиком Liveinternet в 1735 хостов. Сегодня эта же цифра составляет 3842 хоста. При этом среднее дневное количество загрузок страниц год назад составляло 17 тысяч, а сегодня — 41 тысяча. По обоим показателям рост больше, чем в два раза.
Более того, к декабрю 2006 эти же показатели выросли до 2853 хостов и более 23 тысяч показов. Т.е. за полгода рост составил приблизительно процентов шестьдесят. Не знаю, что будет происходить этой осенью, но пока что мой прогноз — количество хостов к ноябрю зафиксируется не менее, чем на 4500, а показов страниц — где-то на 50 тысячах с явной перспективой дальнейшего роста к весне. При всем при этом месячная количество хостов тем же источником в настоящее время оценивается в 71 тысячу хостов. Понятно, что в эту цифру входят и случайные посетители. Но, с другой стороны, «случайность» посетителей форума, приходящих, допустим, с поисковиков, весьма относительна: тематика форума настолько специфична, что поисковики, строго говоря, приводят все ту же профильную публику, которая приходит по наводкам и благодаря периодическим всплескам паблисити. Во всяком случае, об этом свидетельствует десятка наиболее козырных поисковых фраз. При этом объем совсем «неслучайной» аудитории ни один вменяемый аудитор и вовсе под сомнение не поставит.
Таким образом, как ни крути, форум «Классика» сегодня — мало того, что самый посещаемый сайт об академической музыке на русском языке (оставивший далеко позади в том числе и «наше все» в виде, скажем, Большого или Мариинского театров), но еще и наиболее серьезная площадка для профильных рекламодателей. Ни одно специализированное музыкальное издание в России таких тиражей и такого охвата близко не имеет. При этом, как правило, ценники на рекламу у них выше — прежде всего, в силу объективных причин: стоимость издания газеты или журнала в десятки раз превышает стоимость содержания небольшого (по меркам интернета в целом) сайта.
С одной стороны все это прекрасно. С другой — постоянное увеличение нагрузки требует и постоянного увеличения технических мощностей. Что, строго говоря, прямо сейчас проблемой не является. Теоретически я готов к тому, что весной, судя по всему, придется ставить второй сервер. Но даже если это произойдет завтра — сильно это меня не напряжет. Другое дело, что рост накладных расходов неизбежно спровоцирует рост цен на размещение рекламы — и это будет вынужденный шаг. С одной стороны, в этом сезоне я всерьез ожидаю прихода на форум по-настоящему крупных (профильных, естественно) рекламодателей, которых, учитывая все вышеизложенное, даже цены нового порядка (с учетом повышающихся расходов) не испугают. С другой — это сузит возможности для независимых музыкантов обращаться к аудитории форума. В принципе, конечно, есть и календарь, и все остальное — но все-таки возможность и пользу от размещения рекламы на форуме «Классика» оценили уже многие, и мне не хотелось бы, чтобы эта возможность у них пропала.
Дело, конечно, не в том, что я теряю клиентов — уже сегодня клиентов иногда бывает даже чуть больше, чем можно обслужить. Дело в том, что, развивая мысль, которую я начал на форуме, мне представляется важным, чтобы даже начинающие артисты имели более или менее доступную возможность привлечь к себе внимание большой аудитории. Польза двоякая: во-первых, интересный концерт получает слушателей, которых в ином случае он, возможно, и не получил бы, а во-вторых, музыканты, вкладываясь в раскрутку, начинают еще более активно размышлять о целом ряде вещей. Экспериментальным способом были найдены ценовые рамки, в которых размещение рекламы на форуме если не является для инди-музыкантов на 100% экономически выгодным, то, во всяком случае, является разумным и приемлемым компромиссом. Повышение цен этот компромисс сведет на нет.
Впрочем, выходы найдутся наверняка. Экстремальный — установка специальных цен для инди, но это, откровенно говоря, чертовски невыгодно. Я думаю, что верным путем будет создание дополнительных рекламных мест, которые будут и недорогими, и действенными. Собственно, одно такое место уже есть — баннер в потоках. Но уже зреют и новые идеи на этот счет. Окончательно с этим можно будет определиться с выходом новой версии vBulletin, которая, как обещали разработчики, будет включать в себя выраженные элементы социальной сети, окончательно завершив, таким образом, создание базы для расширения и укрепления сообществ.
Считается, что бизнес на форумах — один из наиболее сложных. Форум, блоги и социальная сеть в одном флаконе, особенно с четко обозначенной тематикой, уже сложившейся и монотонно (а иногда даже скачками) растущей аудиторией — это как-то повеселее, мне кажется. Во всяком случае, есть надежда, что в плюсе окажутся все.