Не без удовольствия посетил сегодня концерт фестиваля «Возвращение» под титулом «Подтексты«. Собственно, шел я туда для того, чтобы послушать Яшу Кацнельсона, с которым, как известно, до недавнего времени регулярно вместе играл в трио, а также альтиста Максима Рысанова, о котором слышал много хорошего.
Надо сказать, что Яше уже давно не удавалось меня разочаровать, и этот вечер не стал исключением. Первая встреча с г-ном Рысановым также оставила весьма приятные впечатления. Что же касается всего остального, то там, что называется «были нюансы».
Фестиваль давно уже вышел за рамки внутригнесинского междусобойчика, поэтому народу на концерте было огромное количество. Полный зал. Даже два ряда дополнительных стульев стояло. Не говоря уже о том, что раньше в Рахманиновском зале проходил только заключительный концерт, а теперь там идет весь фестиваль.
В самом начале Александр Кобрин сыграл «Вариации на тему Корелли», не вызвав лично у меня своей игрой никаких отрицательных эмоций. После этого Рома Минц сыграл A Paganini Шнитке. Это для меня стало уже более серьезным испытанием, потому что со Шнитке у меня уж больно напряженные отношения. К сожалению, Роме их наладить не удалось.
А вот после этого тот же Рома, пианист Чарльз Оуэн и виолончелистка Кристина Блаумане сыграли си мажорное трио Брамса. Мы эту песню в свое время играли не один раз, поэтому знаю я его очень хорошо. Кстати, первый раз мы его играли в этом же самом Рахманиновском зале 25 марта 2002 года. Помню это прекрасно, потому что… Просто помню, в общем.
Должен сказать, что трактовка, представленная вышеобозначенными артистами, лично мне оказалась совсем не близка. То есть абсолютно. Трудно сказать, возможно, мы по-разному относимся к Брамсу. А может, они мало порепетировали… Между прочим, в буклете фестиваля я обнаружил, что в скерцо си мажорного трио Брамс, оказывается, «имитирует манеру Мендельсона». Прочитав это, был немало удивлен.
Во втором отделении Боря Бровцин с Катей Апекишевой играли некие три пьесы Иоахима. Зачем они их играли — я так и не понял. Мне даже показалось, что Боря и сам не понял, зачем он их играет. На удивление невнятная музыка. Хотя играет он хорошо, ничего не скажешь. Но лучше б он какую-нибудь сонату Брамса сыграл — уверен, что всем, включая его самого, это доставило бы намного больше удовольствия.
Ну, вот, а потом Рысанов с Яшев сыграли «Траурную музыку» Хиндемита. Действительно здорово. Отличный альтист. Я сразу вспомнил Юрку Афонькина и Догадина. Никогда не забуду, как в БЗФ Гутман с Заслугой играла «Дон Кихота» Рихарда Штрауса. С Гутман я к тому времени был уже прекрасно знаком, а вот когда прозвучало первое альтовое соло, я чуть с балкона БЗФ не спрыгнул. Кроме Башмета, я вживую никогда такого звука у альтистов не слышал. И до сих пор Догадин для меня — недосягаемая высота. Схожее отношение, кстати, к контрабасисту Ринату Ибрагимову. Который, к сожалению, давно уже в Лондоне.
Единственный недостаток, который, как мне кажется, можно найти у Рысанова — это как раз звук. С музыкальной точки зрения — прекрасно, инструментом владеет блестяще, но звук при этом — скрипичный. Точнее говоря, мне показалось, что он не до конца использует тембровые возможности инструмента. Правда, этот Хиндемит — такая музыка, в которой негде развернуться, глазом моргнул — и она уже кончилась. И все-таки, хотелось бы больше бархатистости какой-то такой… Когда человек играет на таком уровне, хочется, чтобы у него не было изъянов вообще. Но, в любом случае, с сегодняшнего дня Максим Рысанов — это знак качества, на концерт с его участием однозначно имеет смысл идти. Особенно, если он участвует активно.
А Яша мне нравится в принципе. Если бы я играл на рояле, то, мне кажется, я бы вот так играл.
А вообще полезно иногда бывает ходить на концерты. Встретил парочку старых знакомых, вообще проветрился как-то… Вспомнил, заодно, что в этом же зале мне самому скоро играть концерт с «Рославец-трио». И вообще, полезно иногда не играть, а слушать. Было такое замечательное время, когда мы одинаково много и играли, и слушали. К сожалению, оно прошло. Да и потом, сейчас уже какое-то другое восприятие, слишком мало узнается нового. Да и, как ни парадоксально, страшновато тратить время на новое. Времени-то мало, а вдруг будет лажа? Уж лучше пойти послушать что-то проверенное, что действительно поможет. Гутман, там, Третьякова или Вирсаладзе. Или Яшу, вот…
Катя не О, а Апекишева, Борь:)
ВТ
Точно, спасибо! Поправлю. 🙂