В прошедшую субботу, 19 августа, балетом Минкуса «Дон Кихот» завершились гастроли оперы, балета и оркестра Большого театра в Лондоне, на сцене Королевского оперного театра. Гастроли длились месяц, в течение которого английская публика увидела 2 оперных и 8 балетных постановок Большого.
Еще до того момента, когда гастроли Большого театра в Лондоне завершились, стало понятно, что прошли они с невероятным успехом. Не все спектакли привели английскую критику в одинаковый восторг, однако тон рецензий неизменно оставался, по меньшей мере, уважительным. К тому же, для любого артиста признание публики не менее, а может быть, и более важно, чем признание со стороны критиков. Во время абсолютно всех выступлений труппы Большого театра зал Ковент-Гардена был полон, и каждый раз аплодисменты долго не смолкали и после того, как занавес опускался.
Прошедшие гастроли являются нерядовыми и еще по нескольким причинам. Прежде всего, их балетная часть приурочена к 50-летию самого первого выступления Большого балета в Лондоне. На гастролях 1956 года, среди прочего, английская публика увидела легендарную Галину Уланову в роли Джульетты. Кроме того, это было первое в истории выступление оперы Большого театра на сцене Королевского оперного театра. Большой показывал свои оперные спектакли в Лондоне и до этого, однако первое появление на сцене главного театра Англии состоялось именно сейчас, летом 2006 года.
Наконец, дополнительную интригу внесло то, что гастроли Большого проходили одновременно с гастролями Мариинского театра, чьи опера и балет выступали в лондонском театре Колизеум, находящемся всего в паре кварталов от Ковент-Гардена. Несмотря на то, что руководство обоих театров настаивало на том, что речь в данном случае идет не о конкуренции, а, скорее, о совместном «культурном десанте», английская пресса не могла обойти вниманием этот факт, и в основном пыталась именно сравнить два крупнейших российских театра. Даже поверхностный обзор публикаций может показать, что в этот раз симпатии английских газет были, безусловно, на стороне москвичей.
В качестве примера можно привести слова Алена Робертсона (Allen Robertson), который назвал выступление Мариинского балета «угнетающе мрачной мертвой зоной длиной в неделю». Дэвид Дугилл (David Dougill) из Сандэй Таймс (The Sunday Times) был еще более жесток, рассказывая читателям о новой постановке «Золотого века» Шостаковича, которую Мариинка также показывала в Лондоне: «Вся затея стала бесполезной растратой сил великолепных танцовщиков Мариинки – жаль, особенно учитывая то, что, при близком сравнении с Большим, они явно уехали домой побежденными».
Одновременно с этим, как оперный, так и балетный сезоны Большого были доброжелательно встречены английской критикой. Оперная часть гастролей открылась 24 июля спектаклем «Огненный ангел» Прокофьева. «Фаворитами» в этой постановке стали баритон Борис Стаценко и оркестр под управлением Александра Ведерникова. Кстати сказать, игра оркестра в течение всех гастролей неизменно удостаивалась самых превосходных эпитетов.
«Борис Годунов» в обновленной постановке 1948 года был встречен намного более тепло. Фактически, это был стопроцентный триумф Большой оперы: критика соревновалась в пышности комплиментов, а зал не уставал аплодировать. Наивысших похвал удостоился один из «хедлайнеров» гастролей – молодой бас Михаил Казаков. Эрика Джил (Erica Jeal) в газете Гардиан (Guardian) написала о голосах в «Борисе Годунове» буквально следующее: «Невероятный молодой бас Михаил Казаков — настоящее открытие. Роль истерзанного царя требует взгляда, тембра, энергетики и понимания 50-летнего человека, но Казаков способен выдать все это всего-навсего в тридцать. Его голос не совсем тот знаменитый специфически русский непостижимый бас — но это есть, кому восполнить: Тарасу Штонде в роли Пимена и Валерию Гильманову, на редкость убедительному в роли пьяного монаха Варлаама».
Балетная часть гастролей открылась балетом Петипа «Дочь фараона» 1862 года на музыку Пуни, который был восстановлен семь лет назад Пьером Лакоттом. Этот спектакль Большой театр уже привозил в Лондон два года назад и тогда он был встречен с восторгом. То же самое произошло и в этот раз. Клемент Крисп (Clement Crisp), Файненшиал Таймс (The Financial Times): «Первоклассное открытие сезона. Пятьдесят лет назад Большой балет поразил нас своим искусством. Они, благослови их небеса, продолжают это делать и сегодня».
Прима Большого балета, Светлана Захарова, которая сменила Нину Ананиашвили в качестве «лица» этого балета, получила отдельную порцию комплиментов. Она также танцевала «Лебединое озеро» Чайковского в постановке Юрия Григоровича, «Золушку» Прокофьева в постановке Юрия Посохова и «Дон Кихот» в постановке Петипа и Горского под редакцией Фадеечева.
Билеты на все спектакли «Лебединого озера» были проданы задолго до начала гастролей, однако по поводу этой постановки у некоторых критиков возникали вопросы. Например, Дебра Крэйн (Debra Craine)написала в Таймс (The Times): “Учитывая почти полное отсутствие мимических эпизодов и четкого сюжетного контекста, на то, что осталось от «Лебединого озера» смотреть вполне приятно <…> однако это смущает с точки зрения драматургии и не слишком эмоционально”.
Сразу после этого Большой театр представил новую версию балета «Золушка», поставленную Юрием Посоховым, премьера которой состоялась в Большом театре в феврале 2006. Не все отзывы на этот спектакль оказались доброжелательными. Например, Сара Фратер (Sarah Frater) из Ивнинг Стандард (The Evening Standard) сообщила читателям, что «Большой балет привез новуюпостановку «Золушки», и она абсолютно сумасшедшая».
Одна из главных идей Посохова состояла в том, чтобы заменить в сюжете фею-крестницу сказочником-Прокофьевым – во всяком случае, так это кажется из зала. С точки зрения английских критиков, многие другие инновации, в том числе и сюжетные, не слишком хорошо сочетаются друг с другом, а главное, многих совсем не тронула хореография. Кроме того, многие посчитали, что «передовой состав» этого спектакля — Светлана Захарова и Сергей Филин – несколько уступает танцевавшим во второй вечер Екатерине Шипулиной и Дмитрию Белоголовцеву.
Гораздо более теплый прием получил «Светлый ручей» Шостаковича в постановке Алексея Ратманского. Исмен Браун (Ismene Brown), Дэйли Телеграф (The Daily Telegraph): «Ставлю любые деньги на то, что «Светлый ручей» Большого окажется балетом года для английской публики».
Успех продолжил и развил вечер одноактных балетов: «Игра в карты» Стравинского в постановке Алексея Ратманского (английская публика знает его под названием «Ва-банк»), «Пиковая дама» Ролана Пети на творчески переосмысленную музыку 6-й симфонии Чайковского и «Симфония до мажор» Бизе в постановке Джорджа Баланчина.
Об «Игре в карты», недавно поставленной Ратманским ко дню рождения Майи Плисецкой, газета «Файнэншиал Таймс» писала так: «»Игра в карты» Стравинского стала настоящим взрывом потрясающих идей, а что касается их воплощения, то оно было даже еще лучше. Пятнадцать великолепных солистов (восемь мужчин, семь женщин), танец в неоклассическом стиле, бурливший энергией, великолепные ненавязчивые декорации Игоря Чапурина, хореография, вскипавшая и пузырившаяся — в соответствии с ритмами Стравинского, и танцовщики, которые сами приходили в восторг от веселья, заложенного в этом танце, и как будто нисколько не заботились о том, чтобы не разойтись с этой полной драйва партитурой и не ошибиться, выполняя столь изобретательные и энергичные движения».
«Пиковая дама» Ролана Пети с Илзе Лиепа, Николаем Цискаридзе и Светланой Лунькиной («ночной кошмар, потрясающе воплощенный Николаем Цискаридзе — напряженным, одержимым Германном и осененный «паучьим» присутствием Графини Илзе Лиепа» — «Файнэншиал таймс») была принята еще более тепло. MusicOMH.com написал, что «…неистовые, откровенно сексуальные дуэты Илзе Лиепа и Николая Цискаридзе стали главными украшениями вечера». С точки зрения корреспондента Дэйва Пакстона, «драматический талант Цискаридзе – половина его успеха в этот вечер». Об Илзе Лиепа он же написал, что ее «Графиня представляется силой, с которой нельзя не считаться, а тело, которое она великолепно контролирует, способно легко принимать любые, самые жуткие и гротескные формы».
Вечно популярная «Симфония» Баланчина также получила весьма благожелательные отклики. В той же статье в Файнэншиал Таймс говорится: «Как пробуждение после тяжелого сна была после всех этих темных дел и страстей наполненная солнечным сиянием «Симфония до мажор» Баланчина с Анастасией Яценко (прекрасное чувство формы), Светланой Захаровой (линия как характеристика выдающегося артистизма), Марией Александровой (сама жизнерадостность) и Екатериной Шипулиной (воплощенная грация)».
Последним спектаклем гастролей стал «Дон Кихот», который также уже знаком лондонской публике по гастролям 2004 года. Блестящая Светлана Захарова, разумеется, стала украшением спектакля закрытия, однако критики не могли не заметить и новых звезд Большого балета. Партию Китри в первом из четырех показанных «Дон Кихотов» танцевала двадцатилетняя Наталья Осипова: «Осипова исполнила партию Китри на первом в нынешнем сезоне (сезоне Большого — БТ) представлении «Дон Кихота». Она появилась, пронесясь над сценой в каскаде прыжков, подобных вспышкам электрических разрядов, — таких прыжков я не видел с тех пор, как 40 или более лет назад нам их продемонстрировала в той же роли Майя Плисецкая. Разумеется, Осипова покорила нас, завоевав наши сердца и вызвав бурные аплодисменты» (Клемент Крисп, Файнэншиал Таймс).
Партнером как Осиповой, так и Захаровой в этом спектакле был приглашенный солист Большого Денис Матвиенко, о котором в той же статье говорится: «Великолепное мастерство танцовщика (выдающиеся пируэты, пожирающий пространство прыжок, легкость в самые страшные моменты) дополняется живостью актерской игры и подлинным сценическим очарованием».
Возможно, в будущем Лондон ждут новые гастроли Большого театра. Официальной информации об этом пока нет, но слухи циркулируют постоянно. Выступления оперной и балетной труппы Большого театра и реакция на них как слушателей, так и критики этим летом практически гарантируют: в Лондоне Большой театр ждет успех.
Борис Лифановский, специально для газеты «Культура»