Важная часть пиара любого концерта – афиши. Собственно, как правило, это основной (а чаще почему-то единственный) способ объявить миру о том, что Вы собираетесь устроить отличный концерт. В действительности, это лишь один из многих способов пиара, но, готов согласиться, немаловажный. Поэтому к созданию афиш следует отнестись ответственно.
Самый лучший вариант – это дизайнерские афиши. Посмотрите, например, как их делает Александр Васин. Если денег на дизайнера нет – можно попробовать поколдовать самостоятельно. Однако здесь есть очень важный момент. Если Вы уверены в своем вкусе – пробуйте экспериментировать. Если нет – лучше ограничиться стандартными вариантами.
Для начала можете скачать мой очень консервативный вариант афиши концерта «Рославец-трио» в формате rtf. Я всегда делаю афиши в MS Word, после чего иду с распечаткой в ближайшую копировальную контору и прошу отксерить мне штук двадцать таких афиш в формате А3. Две-три можно сделать цветными, остальные – черно-белые. Можно и вовсе обойтись только черно-белыми. При нынешнем уровне цен (по крайней мере, в Москве) самый бюджетный вариант полиграфии обойдется рублей в триста-четыреста максимум.
Помните, что любая афиша – дизайнерская, сделанная на коленке, цветная, черно-белая – любая, должна с максимально далекого расстояния (люди могут и не подойти рассматривать именно Вашу афишу) быстро и четко отвечать на три вопроса: «Где?» «Кто?» «Что?» Где концерт, кто играет и что играет. Ответы на эти вопросы не должны теряться среди дизайнерских изысков, а вся остальная информация – бирюльки, которые не так важны. Задача любой афиши – привлечь взгляд и заострить внимание на сильных сторонах Вашего концерта. Заинтересовать, проще говоря. Афиша, которую я предложил для скачивания, сделана по стандартному принципу, который используется уже лет сорок минимум. В Московской консерватории существуют специальные художники, которые рисуют афиши красками – и рисуют они их так именно потому, что этот принцип работает лучше всего.
Кстати сказать, те афиши, которые развешивает сейчас Московская филармония, конечно, красивые, но они сделаны так, как принято делать в популярной музыке, поскольку чаще всего слушатели знают исполнителей в лицо. В классической музыке исполнители далеко не всегда хорошо известны визуально, именно поэтому использование фотографий музыкантов при пиаре классических концертов – не самая лучшая идея. А уж если на афише такого концерта фотография исполнителя занимает большую часть полезной площади – скажите «пока» половине Ваших потенциальных слушателей. Мало у кого есть время и желание выяснять, чья это рожа нарисована на очередном столбе.
Отдельно следует уделить внимание вопросу расклейки афиш. Здесь все зависит от того, где Вы живете. В Москве я могу навскидку назвать несколько мест, где афиши имеет смысл повесить. Одна афиша внутри служебного входа Большого зала Московской консерватории, одна афиша – где-то в районе Рахманиновского зала (у Малого вешать бессмысленно – снимут, но попытаться стоит. Заодно загляните к консерваторскому буфету и попробуйте прилепить еще одну афишу где-нибудь там), одна – в Мерзляковском училище, одна – в Гнесинском институте, одну – в Гнесинском училище, одна – в общежитие МГК, одна – в общежитие Гнесинки, одна – в ЦМШ, одна – в колледже имени Шнитке, одна – в Ипполитовке, одна – внутри служебного входа Московской филармонии, одна – в ДЗЗ. Получается – четырнадцать афиш, а почти все места, где наблюдаются крупные скопления потенциальных слушателей – охвачены. Есть еще несколько мест, в которых можно повесить афишу, но перечисленные – самые главные.
Если Вы живете не в Москве, тогда Вам придется самостоятельно понять, где можно встретить Ваших потенциальных слушателей. В основном, это концертные залы, учебные заведения, музыкальные общежития или гостиницы, где регулярно останавливаются музыканты, а также места работы артистов (репетиционные базы оркестров, филармонии и т. п.). Кстати, не забудьте повесить афишу рядом с тем залом, в котором Вы собираетесь играть – удивительно, насколько часто объявления о концертах на той или иной площадке появляются чуть ли не прямо в день концерта. Помните, что в каждом зале есть свои завсегдатаи – очень вероятно, что их заинтересует и Ваш концерт.
C удовольствием читаю и пользуюсь вашими советами, маэстро и все-таки для организации концертов нужен конкретный человек — спец! Для артистов многие аспекты и термины совершенно непонятны((( Реклама — дело тонкое, Петруха! А так — супер, много интересного и забавного узнал, спасибо!