Сезон — это, пожалуй, громко сказано: вчера состоялся первый из четырех оперных спектаклей, которые запланированы на этой неделе.
Как известно, мы привезли всего два названия — «Евгений Онегин» и «Огненный ангел». «Онегиным» дирижирует Игорь Дронов, «Ангелом» прилетит руководить Александр Ведерников — как только закончит выступления в Швеции. Так завершатся почти месячные гастроли оперы и балета под эпическим названием «Большой театр — Сибири».
В Новосибирск мы (оркестр) прилетели в понедельник вечером. Практически вся труппа, включая технический персонал, живет в гостинице «Сибирь», и только оркестр — в гостинице «Новосибирск». Учитывая этот факт, ничего хорошего мы от гостиницы «Новосибирск» не ждали и готовились отнестись к трудностям и лишениям философски. Однако оказалось, что гостиница находится в процессе реставрации, значительная часть ремонта уже закончена и нас поселили во вполне цивилизованных условиях. Чистые, красивые и уютные номера с приличными телефизорами, холодильниками и прочими удобствами. К тому же размещение на верхних этажах в качестве бонуса дает очень симпатичный вид на вокзальную площадь, реку Обь и далее до горизонта.
Что касается кормежки, то здесь тоже все обстоит сравнительно неплохо. Завтрак в гостинице очень приличный — я бы сказал, в умеренно континентальном стиле. Правда, бесплатные обеды в ресторане «Тинькофф» уже довольно скромны для обедов — зато бесплатно. По пропускам Большого театра там даже предлагают 15% скидку на ужины — но следует заметить, что это явный перебор. С моей точки зрения, цены в Новосибирском Тинькове, даже с учетом скидки, абсолютно неадекватны ни качеству еды, ни, что самое главное, здравому смыслу. Пойти туда ужинать я бы не рискнул. Зато в ресторане «Шанхай» на Красном проспекте мой новосибирский друг, моя жена и я прекрасно поели позавчера, ни в чем себе не отказывая, уложившись в три тысячи.
Кроме того, очень неплохой и довольно недорогой ресторан есть и прямо в гостинице — в нем мы ели вчера под живую музыку в стиле «привет 80-м». Было очень душевно.
Теперь что касается творчества. Как выяснилось, театр в Новосибирске реставрируют уже на протяжении лет десяти. Последняя шумная пиар-кампания, связанная с НГАТОиБ, как выяснилось, касалась реставрации основного зала. Учитывая то, что залов в этом театре сильно больше, чем один, закрыть на реконструкцию все здание сразу нереально, да и неразумно, наверное. Так или иначе, залы они как-то реставрируют, а вот с помещениями за сценой (оркестровыми, во всяком случае) — беда. Подозреваю, что до этого руки дойдут в последнюю очередь.
Акустику в зале оценить не удалось, поскольку зал функционирует исключительно на подзвучке. Причем, как я слушал, на систему подзвучки была потрачена какая-то совершенно невероятная сумма, однако сейчас, когда смотришь спектакль из зала, в смысле звука ощущение, что слушаешь радио. Подозреваю, что подзвучкой еще и надо уметь пользоваться.
Яма неглубокая, поэтому есть возможность наблюдать за происходящим на сцене. Репетиция вчерашняя прошла вполне успешно. Поскольку премьеру этого «Онегина» я не играл, а только слушал, на репетиции и на спектакле смог сравнить свои ощущения. Которые, надо сказать, не сильно скорректировались собственным участием в исполнении. Временами слишком медленные темпы, отличные голоса, очень приличный оркестр и постановка, которая не раз заставляет поднять брови. Кстати, на сцену можно и не смотреть, и тогда, если не видеть пьяного Ленского в полушубке, то можно представить, что тот же Эндрю Гудвин поет в цилиндре под ивой. Здорово поет, между прочим. И хотя лично мне симпатичнее Дунаев, объективно они оба очень хороши, конечно. Просто у Гудвина для меня слишком часто кончаются фразы и начинаются новые. Впрочем, по нынешним временам это уже неважно, кажется. У некоторых (не будем показывать пальцем), например, фразы даже и не начинаются никогда — кого это заботит?
Игорь Артурович спектакль провел вполне себе эффектно, даже, я бы сказал, на подъеме… Кстати, насчет подъемов… Я, вот, думаю: гастроли в Новосибирске — это событие или нет? Вроде, все, включая главного дирижера, говорят, что событие… Денег не хватило привезти оркестр на весь срок? Не хватило. Привезли его только на оперу, на то, что без своего собственного коллектива уже никак не покатит? Привезли. Значит, зачем-то он нужен все-таки. Так почему бы не привнести в наше существование парочку красивых мелочей? Почему бы, например, не поднять оркестр не только после выступления, но и до? Это было бы красиво. А заодно и, скажем, вешать в гостинице объявления о планах на завтрашний день накануне вечером, а не тогда, когда этот день уже наступил. Впрочем, это уже не о том.
Так вот, спектакль действительно прошел хорошо, как мне показалось. Удивило то, что зал был далеко не полон. Во всяком случае, аншлагом это никак не назвать. Я, честно говоря, не уточнял, какова вместительность зала, но по субъективному ощущению народу было немного. Это на «Онегине»-то, хоть и не в той постановке. А что же будет на «Ангеле»?
Сегодня — еще один «Онегин», завтра — выходной, в субботу репетиция и спектакль «Ангела», в воскресенье — еще один «Огненный ангел». И домой. Побыстрее бы. А то тут холодать начало: вчера днем было -4, а сегодня — уже -15. Как бы не сбылись прогнозы наших пессимистов про -30 к субботе. Самолеты-то хоть летают в такой мороз?
Ясненько)) с приветом из Новосибирска, дорогие гости))) . А аншлага нет — потому как ваши же решили "уменьшить" зрительный зал, у кобы потому что спектакль — камерный. И в прессе об этом уже фиг знает сколько раз нипасли. Сами виноваты.
Борь, с чего ты взял, что Ленский пьяный?
Про темпы — Ведро во всех интервью говорил, что он старался вернуть этой музыке аутентичный вид, мол, темпы все ровно те, которые имел ввиду Чайковский…
это не так?
Светлана, спасибо. Нам у вас хорошо — только прохладновато… 😉 Про "камерность" Онегина сам только вчера узнал, и уже отписался здесь про это. 🙂 А вот если бы Вы смогли поделиться ссылками на публикации как об оперных, так и о балетных гастролях — я был бы Вам весьма признателен, честно говоря. 😉
Варя, ну, у Ленского вид такой какой-то… И мизансцена такая… очень говорящая. Но, хорошо, допустим, не пьяный, а просто очень жалкий. Тоже, с моей точки зрения, не совсем то… В любом случае, о чем тут уже говорить: вы победили, Черняков велик, его "Онегин" — современная классика, пионеры станут на него равняться не сегодня-завтра, а Соловьев-седой был бы жив — песню бы написал. Я, вот, смотрел здесь это из высокой ямы уже три раза — на мой взгляд, постановка бредоватая, но раз мировая общественность считает, что это хорошо — почему нет? 🙂 О мелочах и частностях можно долго говорить — пьяный Ленский или нет и все, как говорится, такое. Другой вопрос, что на мое личное, субъективное, восприятие этого дела это вряд ли повлияет. Голоса мне снова очень понравились, оркестр, как мне кажется, был даже лучше, чем в Москве — но постановка тут не при чем…
Что касается темпов — я с Ведерниковым про это не разговаривал сам, но, да, знаю, что он так говорил. Еще мне трудно судить, что "имел в виду" Чайковский — когда я сам играю музыку без авторских метрономов, я ориентируюсь на буквенные обозначения и свое собственное ощущение этих обозначений в применении к данной музыке. В моей партии "Онегина" метрономов нет. При этом, возможно, они есть в какой-либо авторизованной партитуре. Кроме того, возможно, что Ведерников тщательно изучил несколько партитур и по неким различиям в них вычислил темпы, которые иелись в виду Чайковским.Кроме того, возможно он также изучил и какое-нибудь еще эпистолярное наследие, где об этом говорится. Насколько я знаком с главным дирижером, он к таким вещам всегда подходит довольно ответственно, в матчасти подкован и, как правило, имеет в рукавах неплохие аргументы. Повторяю, я с ним это не обсуждал и он как-то со мной на эту тему не консультировался. 😉
Я только хотел сказать, что для меня темпы зачастую слишком медленные. Если бы это зависело от меня, я бы многое брал живее. К тому же, во многих случаях фигурирует еще проблема не темпа, а движения… А уж как там с Чайковским быть — я не знаю. Если б от меня это зависело — может быть, пришлось бы и против автора попереть. Вон, кстати, когда мы трио Александра Чайковского играли, мы там такую самодеятельность разводили, как правило — и ничего, насколько я помню, автор был очень доволен, нравилось ему… 😉 Вопрос — как к делу подойти. 🙂
Борь, само собой насчет авторских/неавторских темпов, ты прав.
Я не к тому. А просто подумала, может ты знаешь подробности, потому, что меня все пять (5) раз, что я видела этот спектакль, как бы это сказать помягче… ну… шокировал оркестр. и не только темпы. При том, что в целом я к Ведерникову отношусь с куда большим уважением, чем подавляющее большинство моих коллег, скажу тебе по секрету. Вот я и хотела наконце узнать, что же это за такие таинственные авторские темпы, авторские указания итд, которых и у меня в антикварной партитуре, и в обычном клавире — нетути.
Темпы — это, так или иначе, целиком и полностью дело исполнителя. Чем он руководствовался — я не в курсе. А что еще тебе не понравилось? Я только на одной премьере был и не обнаружил ничего настолько плохого, честно говоря…